Как избавиться от царапин на дисках своими руками

Восстановление поцарапанного диска, как убрать царапины с диска

Очень сложно колесные диски сохранить в первозданном виде. Они постоянно подвергаются внешним воздействиям, которые отрицательно действуют на поверхность. Это становится причиной появления царапин и сколов. Многие водители часто задают вопрос, как можно убрать царапины с диска? Сегодня это стало возможным благодаря новейшим технологиям восстановления покрытия.

Особенности ремонта

Для восстановления покрытия и удаления царапин необходимо предварительно изучить природу их возникновения. К примеру, работа с коваными изделиями намного сложнее, чем обработка литых дисков. Чтобы достичь хорошего результата, лучше всего обратиться за помощью к профессионалам.

Прекрасно ремонтируются модели, изготовленные в США, Японии и европейских странах. Чтобы восстановить поцарапанный диск, применяются самые разные технологические процессы:

  1. Можно воспользоваться методом полирования верхнего слоя покрытия.
  2. Частично закрасить поврежденную металлическую поверхность.
  3. На брендовые образцы установить фирменные эмблемы.
  4. Воспользоваться специальными запасными частями.
  5. Применить альтернативные способы удаления визуальных царапин.

Еще:   Как самому поставить шипы на шины

Большой популярностью пользуется полировка диска, после которой царапины полностью удаляются. Однако такая методика помогает не всегда. Если глубина царапины достигает металла, убрать ее методом полировки не удастся. Потребуется выполнение более сложных работ. К счастью, современные технологии дают возможность полностью восстановить любой диск

Окрасочные и полировочные работы

Справиться с небольшими царапинами на диске колеса достаточно просто. Будет вполне достаточно сделать полировку поверхности, до полного исчезновения царапины. Эту операцию можно выполнить в домашних условиях при помощи наждачки с крупными зернами (200 – 600 Р), совместно с полировочной пастой.

Восстановить диск от царапин можно прямо в гараже, покрасив его в соответствующий цвет. К сожалению, использовать порошковую методику нанесения специального материала в домашних условиях, невозможно.

Для этого необходимо иметь камеру полимеризации, работающей только в заводских условиях.

Но если применить специализированную высококачественную краску и придерживаться правильной технологии покраски, можно добиться прочного покрытия.

Чтобы достичь высокого качества, перед покраской необходимо провести тщательную подготовку диска. Для этого выполняются следующие операции:

  • Удаление устаревшего покрытия.
  • Обезжиривание,
  • Нанесение грунтовки.

Еще:   Зачем брызговики ставят перед колесами

Нюансы покрасочных работ

Должны применяться только специализированные высококачественные материалы.

Глубокие царапины предварительно обрабатывают. Поверхность выравнивают.

Лицевую часть подвергают тщательному осмотру, выявляя наличие вмятин и сколов.

В случае полного нарушения внешнего вида, полностью удаляются старые материалы, диск красится заново.

Альтернативный вариант

Для восстановления поцарапанного диска можно воспользоваться эпоксидной пастой. В ее состав входят определенные компоненты:

Перед нанесением пасты необходимо выполнить следующие технологические операции:

  • Очищение.
  • Ошкуривание.
  • Обезжиривание.

Затем компоненты пасты смешиваются. Полученным составом закрываются царапины. Лишняя паста удаляется. Остается подождать, пока все полностью высохнет. Время высыхания указанного на упаковке пасты.

Профессионалы советуют использовать белую пасту. Она не будет просвечивать через слой краски, которая ее закроет.

Для более быстрого высыхания можно воспользоваться ультрафиолетовыми лампами.

Если вы решили отремонтировать диск, не снимая резину, ее предварительно надо закрыть маскировочной лентой.

Когда эпоксидная паста хорошо схватится, проводится обработка поверхности. Для этого используют мелкозернистую наждачную бумагу. Она полностью удалит все неровности. Остается покрасить поверхность акриловой краской, затем покрыть лаком. Для блеска ее можно дополнительно покрыть полиролью.

Еще:   Покраска штампованных дисков своими руками

  • Рекомендации экспертов
  • Диски
  • Отзывы

Источник: https://kolesadom.ru/kak-ubrat-carapiny-diska-avtomobilja/

Как удалить царапины с диска авто: этапы ремонта

Содержание:

Сохранить колесные диски новыми в течение нескольких сезонов – дело весьма затруднительное, ведь эти элементы первыми встречают все неблагоприятные внешние воздействия на пути авто. В связи с этим они требуют регулярного обновления, при этом чаще всего необходим ремонт по устранению царапин и сколов на дисках. Об этом и пойдет речь далее.

Удалить незначительные царапины на колесных дисках авто несложно. Обычно эта проблема решается путем полировки, которую можно сделать своими руками. Для этого применяют наждачную бумагу зернистостью 200, 400 и 600 P, а также абразивную полировальную пасту.

При необходимости ремонта автомобильных дисков посредством перекраски в гаражных условиях более удобны жидкие эмали и лаки. Порошковый способ нанесения покрасочного материала без наличия камеры полимеризации невозможен. Однако такая краска при высоком качестве и соблюдении технологии покраски довольно прочно ложится на поверхность детали.

Качество покраски дисков на авто определяет тщательность подготовки к ремонту, которая включает в себя удаление старого лакокрасочного покрытия, обезжиривание и грунтование поверхности. Рассмотрим подробнее, как можно вернуть колесным дискам отличный вид и удалить царапины и сколы в гаражных условиях.

Прежде, чем приступать к обновлению дисков и удалению царапин, необходимо подготовить помещение. В гараже нужно сделать уборку, очистив его от пыли и мусора, после чего по возможности необходимо обработать стены и пол водой, чтобы прибить оставшуюся пыль. Так она не будет наседать на поверхность окрашиваемой детали авто.

Теперь можно подготовить то, что понадобиться для выполнения работы:

  • вода, моющее средство и щетка, чтобы отмыть диски от грязи;
  • наждачная бумага различной зернистости для устранения мелких царапин и шлифования;
  • уайт-спирит для обезжиривания дисков;
  • финишная автошпатлевка для того, чтобы заделать трещины на деталях;
  • акриловый грунт и краска в баллончиках (или в банках, если планируется использовать краскопульт);
  • прозрачный лак;
  • перчатки, респиратор и защитные очки.

Для обновления дисков авто по устранению царапин рекомендуется использовать краску и грунтовку от одного производителя. Также, если имеется в наличии минимойка, то диски можно очистить с ее помощью.

Все этапы по ремонту царапин и сколов на дисках сводятся к следующему:

  • очищение;
  • грунтование;
  • непосредственно покраска;
  • нанесение лака.

Первым делом следует освободить диски колес авто от резины и тщательно их очистить и помыть. Также рекомендуется проверить их на наличие неровностей и при необходимости выправить, причем эту работу лучше доверить специалистам.

После очищения наступает этап шлифования поверхности. Ошкуривание осуществляется с помощью наждачной бумаги, которая помогает убрать старую краску с диска. На данном этапе также можно применять мини шлифовальную машинку или дрель со специальной насадкой.

Если на детали есть глубокие царапины, трещинки или сколы, то их ремонтируют, замазывая финишной шпатлевкой, которую после высыхания шлифуют нулевой наждачной бумагой (М 40).

Поверхность подготовлена, и теперь можно приступать к следующему этапу ремонта – нанесению грунта, который помогает последующим за ним слоям краски лучше лечь на диски и также выполняет определенную антикоррозионную защиту.

Затем наносится грунтовка в два-три слоя, каждому из которых нужно дать подсохнуть. Прежде, чем наносить грунт на поверхность диска, внимательно изучите инструкцию. В процессе грунтования периодически встряхивайте баллончик.

Красить диски авто лучше на следующий день после нанесения на них грунта. Покраска производится практически так же, как и грунтование, то есть в 2-3 тонких слоя с просушкой каждого из них.

Этап ремонта по покрытию дисков лаком проводится в два слоя, причем чтобы окончательно высохнуть после этого, диски нужно оставить в покое на 3-4 дня. После этого детали можно обработать специальной полиролью и начинать эксплуатировать.

Провести ремонт колесных дисков авто и убрать небольшие сколы и царапины можно, используя вместо шпатлевки и  грунта эпоксидную пасту. Такое средство состоит из двух компонентов – собственно пасты и отвердителя.

После мытья, очищения, ошкуривания и обезжиривания их нужно смешать и нанести на поврежденные участки с царапинами и сколами, затем удалить лишнее и дать высохнуть (время смотрите на упаковке конкретной пасты).

Сушить эпоксидный материал можно под ультрафиолетовыми лампами, что позволит пасте быстрее высохнуть и хорошо схватиться. Если ремонт дисков будете проводить без снятия резины, то ее нужно заклеить маскировочной лентой.

После того, как эпоксидка схватится, ее нужно обработать наждачной бумагой мелкой зернистости, устраняя все неровности. Затем диски также окрашивают акриловой краской и покрывают лаком. После ремонта не станет лишней обработка дисков авто полиролью.

Источник: http://AutoKuz.ru/pokraska/pokraska-diskov/kak-udalit-carapiny-s-diska.html

Как убрать царапины с диска с помощью доступных средств

Хотя компакт-диски сейчас достаточно прочные, но практически невозможно предотвратить появление повреждений, происходящих время от времени.

В результате он может не проигрывать вашу любимую музыкальную композицию, или потерять данные, над которыми вы работали в течение двух недель.

Но как убрать царапины с диска? Не отчаивайтесь – ремонт поможет! Несмотря на то, что есть даже целые наборы для ремонта и специальные машины, вы можете сами устранить повреждение с тем, что у вас есть под рукой.

Уберите царапины с диска

Что вам понадобятся

— Чистая, мягкая ткань без ворса (микрофибра отлично подойдёт)

— Вода (или спирт)

— Зубная паста

— Жидкий автомобильный воск или вазелин (не обязательно)

— Хлопчатобумажные перчатки или резиновые перчатки

— Программное обеспечение

— Программы для восстановления данных с поцарапанных и поврежденных CD и DVD

Шаг 1. Очистите диск

Даже если диск на самом деле не поцарапан или не потерт, пыль, масло и другие загрязнения на поверхности могут помешать его правильной работе.

• Полейте его теплой водой, чтобы удалить пыль.

• Если есть въевшаяся грязь или пятна жира, мягко протрите их пальцем во время мытья и используйте мягкое моющее средство или жидкое мыло (с водой) или спирт (вместо воды). Начинайте вблизи центра и потирайте прямо по направлению к краю, чтобы предотвратить дальнейшие царапины.

• Стряхните воду и дайте высохнуть (не вытирайте полотенцем или тканью, а также не сушите на солнце).

Шаг 2. Попробуйте проиграть диск

Во многих случаях требуется просто хорошая чистка. Если, однако, проблемы сохраняются после очистки, попробуйте проиграть его на другом проигрывателе. Некоторые проигрыватели обрабатывают царапины лучше, чем другие; компьютерные драйверы и машинные стереосистемы, как правило, лучше справляются.

Шаг 3. Запишите новый диск

Если ваш компакт работает только в вашем плеере, а в других нет, попробуйте записать новый. Возможно, ваш компьютер сможет прочитать его достаточно хорошо, чтобы записать хорошую копию. Вы можете попробовать это, даже если он не правильно воспроизводиться на компьютере.

Шаг 4. Определите место царапины

Восстановление СиДи будет легче, если вы сможете выяснить где находится поцарапанное место. Осмотрите поверхности на их наличие.

Те повреждения, которые проходят перпендикулярно спирали — то есть те, которые проходят от центра к краю — не влияют так сильно воспроизведение, как те, что следуют по направлению спирали.

Если есть несколько таких мест, но CD пропускает только в одном или двух местах, вы сможете найти поцарапанные участки на основании порядка дорожек, которые проигрыватель пропускает. Первый трек начинается рядом с центром, и направление проигрывания продолжается в сторону края.

Шаг 5. Восстановление данных

Многие программы могут продолжить чтение, даже после получения ошибки (например, не в состоянии прочитать раздел в связи с повреждением). Если программа не может вообще прочитать раздел, то он будет заполнен случайными данными.

Они могут также попытаться прочитать плохой раздел на очень медленной скорости несколько раз. Для системы Windows, Nero это делает, Linux имеет ddrescue инструмент. Это часто может исправить поврежденный си-ди, и особенно эффективно с аудио-компактом (там, где точность не столь важна).

Кроме того, нет риска повреждения (как, например, в следующем методе), так что это хорошо бы попробовать это перед более радикальными методами.

Обратите внимание, что из-за медленного чтения, и многочисленных попыток чтения поврежденного участка, программы могут выполняться дольше(Windows XP восстанавливает с помощью этого метода около 2 часов).

Шаг 6. Отполируйте

ВНИМАНИЕ: можно повредить поверхность! Хотя это нелогично, что полировкой посредством удаления части внешнего покрытия пластика можно его повредить. Можно использовать ряд бытовых предметов, но зубная паста — особенно с содержанием пищевой соды, наиболее проверенная. Вы также можете использовать мелкозернистые соединения, которые используются для легковых автомобилей или для штукатурки.

Читайте также:  Пластиковые и деревянные наличники на окна: фото, дизайн, изготовление и установка; как сделать красивый наличник своими руками?

• Нанесите небольшое количество зубной пасты (не геля) на мягкую, чистую, без ворса ткань: прочистите до блеска.

• Аккуратно трите тканью поцарапанные места или потертости в радиальном движении, (начните в центре и протирайте к краю, как спицы в колесе). Сделайте так 10 или 12 раз по всему кружку. Трение в круговом направлении может стать причиной мелких повреждений.

• Трите таким образом в течение нескольких минут, повторно нанося Брассо или зубную пасту на ткань по мере необходимости. Будьте осторожны, не применяйте большого давления. Когда он будет отполирован, вы сможете ощутить мягкое царапание диска.

Шаг 7. Удалите продукты полировки

Если вы использовали зубную пасту, промойте CD теплой водой и дайте ему просохнуть. Убедитесь в том, что удалили всю зубную пасту, и дайте диску полностью высохнуть, прежде чем проигрывать его. Затем, используя чистую ткань, снова аккуратно протрите.

Шаг 8. Испытайте диск

Если проблема сохраняется, полируйте ещё не более 15 минут или до того, как участок почти полностью отполируется. Поверхность вокруг поврежденного участка должна быть блестящей, с множеством мелких царапинок. Если вы до сих пор не заметили никакой разницы после полировки в течение нескольких минут, значит повреждение очень глубокое, или вы неправильно полировали.

Восковой Метод

1. Нанесите воск. Если полировка не помогает, то нанесите очень тонкий слой вазелина, жидкого машинного воска, бесцветного крема для обуви, или мебельного воска на игровую поверхность компакта.

Вытрите остатки с помощью мягкой ткани без ворса в радиальном (к краям) движении.

При использовании воска, следуйте инструкции завода-изготовителя (некоторые требуют высушить, и только потом вытереть их, а другие нужно вытирать влажными).

2. Попробуйте проиграть снова. Если все проигрывается, запишите новую копию немедленно. Восковой метод является лишь временным решением.

Метод с использованием лампочки

Включите на рабочем столе лампу, или любую другую лампу накаливания, мощностью 60 Вт. Держите диск указательным пальцем в центре записанной стороной по направлению к лампе. Расстояние от лампы около 10 см. Держите его около 20 секунд, поворачивая его вокруг медленно указательным пальцем. Затем, пока он еще горячий, воспроизведите его в дисководе (иногда такой метод не работает).

Ремонт царапин на плёнке диска

Чтобы определить, есть ли царапины на плёнке вашего CD или DVD, держите его в хорошей видимости блестящей стороной вверх, и посмотрите участки, на которых плёнка отрывается.

Переверните логотипом вверх, и отметьте, где эти участки с помощью маркера. Возьмите 2 небольших полоски липкой лентой, и наклейте их на места, которые вы только что отметили.

CD может работать немного громко, но вероятность восстановления плёнки будет более 70%.

Советы

• Треки на музыкальном компакте воспроизводятся изнутри к внешней стороне диска. Таким образом, поцарапанные участки на внешней стороне вызывают наибольший ущерб из-за остановки работы многих последовательных данных.

• Если он все еще не работает после того, как вы пробовали все, используйте его как подставку для напитков.

• Серьезно поврежденные диски не подлежат восстановлению. Очень глубокие трещины, которые достигают плёнки, портят их окончательно.

• Чтобы определить поцарапана ли плёнка, поднесите диск к яркому свету, и посмотрите, видны ли какие-нибудь отверстия. Такие повреждения, как правило, ремонту не подлежат, даже профессионал с ними не справится.

• Попробуйте отремонтировать несколько не нужных си-ди, перед тем, как возьмётесь за любимые.

• Хорошо было бы создать резервную копию всех данных.

• Если CD или DVD поцарапан, но продолжает играть правильно, сделайте резервную копию, но не пытайтесь ремонтировать его.

• Убедитесь, что диск действительно поцарапан. Если этого не видно, вероятно, проблема заключается в другом. Он может быть грязным или проигрыватель неисправен.

• Глубокие трещины ремонту не подлежат. Тем не менее, из-за способа копирования данных и способа распределения дынных по спиральной дорожке, очистка от поцарапанных мест «может улучшить восстановление данных; ряд мелких дефектов тоже может не подлежать ремонту, как и один большой.

• Нижний слой поликарбоната выступает в качестве линзы, которая необходима, чтобы увидеть запись на уровне данных. Это позволяет лазеру просматривать небольшие недостатки на поверхности пластика, которые значительно больше, чем на уровне данных. Удаление пластика может повлиять на свойство преломления линзы и сделать данные нечитаемыми.

• Если на сиди есть важные данные, то лучше всего оплатить профессиональный ремонт, а не ремонтировать его самостоятельно.

• Сейчас можно купить большое количество специальных средств для очистки, но многие считают, что они не лучше, чем зубная паста.

Предостережения

• Если вы держите диск на ярком свете, для проверки повреждений, то не смотрите на свет долго. Лампы 60-100 Вт более чем достаточно, чтобы увидеть нужное. Избегайте солнечных лучей! Более того, не держите диск у лампочки более 20 секунд, так как он может расплавиться.

• Если при шлифовке вы будете слишком сильно давить на диск, то может сократиться срок его службы.

• Для предотвращения повреждения поломки CD-плеера, убедитесь, что компакт-диск полностью сухой, без воска, прежде чем проигрывать его.

• Не протирайте диск в круговом направлении, так как это может привести к потере данных.

• Во время полировки убедитесь, что поверхность, на которую положили диск, плоская и твердая, а не жесткая или абразивная.

Данные хранятся на верхней части, а верхний защитный слой очень тонок по сравнению со слоем поликарбоната, который вы протираете. Тонкий верхний слой можно легко поцарапать или перфорировать.

Если такое случится, то данные будут потеряны навсегда и не подлежат восстановлению. При нажатии на диск, который лежит на слишком мягкой поверхности, он может треснуть.

• Не трогайте поверхность, что бы не оставить отпечатки пальцев, которые могут привести к тому, что будут пропускаться композиции или паузы. Держите за отверстие в середине.

• Не используйте растворитель, поскольку это изменит химический состав поликарбоната, что приведёт к порче CD!

Источник: http://doit-yourself.ru/kak-ubrat-tsarapiny-s-diska-s-pomoshchyu-dostupnykh-sredstv/

Как восстановить сколы на литых дисках своими рукамиObobrali.ru

С такими дорогами, как в нашей стране, новенькие колесные диски вашего автомобиля могут превратиться в побитые всего за один сезон. А уж про рукожопых обезьян за рулём кайенов — и говорить нечего, могут за 5 минут ухайдокать об бордюр.

Восстановление сколов на шиномонтаже стоит немалых денег, но есть меги чит — вы можете своими руками вернуть автомобильным дискам их прежний вид. Для этого вам не понадобится ничего особенного, а затраты на материалы будут просто мизерными. Намного дороже обойдутся прямые руки.

Что нам потребуется:

1) сколы на дисках (желательно, чтоб диска было больше, чем сколов)
2) 2ух компонентная эпоксидная паста, цвет ее не так важен, поэтому лучше белая

Но учтите, если паста красная/зеленая/серая, через краску скорей всего просветит, нужен будет праймер (она же грунтовка). У автора топика эпоксидка белая, он обошелся без грунта.

3) шкурка с индексом зернистости 300-400. И не помешает еще с индексом 600, помельче. 4) маскировочная лента, это при условии что не снимаем резину с диска. 5) собственно спрей-краска и лак.

Спрей Einszett Silber, по цвету очень близок к заводскому.

6) бутылка водяры — заливать горе, если ничего не помогло.

Так же можно использовать серебристый спрей от Wurth. В данном случае у меня от Wurth лак. Но если есть какие-то трудности в подборе цвета, тогда лучше обратиться к колористам — они подберут. Где искать этих зверей — не сообщается, так что начинайте поиски с библиотек и сортиров.

Шкуркой (300-400) зачищаем царапины, убираем бугры.

Обклеиваем лентой резину

Берем эпоксидную пасту, смешиваем A и B в равных пропорциях, наносим на неровности, излишки пасты аккуратно убираем.

Оставляем сушиться (чем дольше, тем лучше), автор положил колеса своего кайена на несколько часов под лампы. Во первых, так быстрее высохнет эпоксидка, во вторых лучше схватится, в третьих — под присмотром, не спёрнут раньше времени.

Автор был увлечен работой и следующий этап в фотографировании просрал. В общем, шлифуем мелкой шкуркой засохшую эпоксидку, выравниваем, должно быть все гладко, в том числе и на ощупь, без изъянов. Далее красим.

Хорошо встряхиваем балон, красим с расстояния 20-30см, тонкими мягкими слоями(пальцами можно убедиться в мгякости, но лучше не надо), чтобы не было переливов и заметны переходы. Слоя 2-3 хватит. Между каждым слоем просушка минут 30.

Перед покраской желательно увлажнить помещение, чтобы не попадала пыль на свежеокрашенную поверхность.

Как краска высохнет — лакируем.

Хватит 2 слоя лака, с просушкой по полчаса. После этого можно тоже положить колеса под лампы на пару часов. После окончательного высыхания всех слоев, берем самую мелкую шкурку с водой и мягко проходимся по местам которые лакировали, чтобы сгладить поверхность. Еще можно отполировать диск, чтобы было все цельно и красиво
Вот и все.

Источник: http://www.obobrali.ru/2013/04/kak-vosstanovit-skolyi-na-lityih-diskah-svoimi-rukami/

Как убрать царапины с диска в домашних условиях

Полка с дисками найдется в каждой семье. С развитием технологий появилась возможность хранить таким способом различную информацию: документы, фото, видеосъемки памятных событий, любимую музыку и прочее.

Но от частого использования или неаккуратного обращения такой нужный предмет со временем покрывается царапинами. Мы часто забываем убирать их после просмотра хранящихся данных, а оставляем лежать на столе. В результате такого обращения на дисках и появляются царапины.

В таком виде использовать диск по назначению затруднительно, а иногда и вовсе невозможно просмотреть информацию с поврежденного «хранилища».

Как удалить царапины с диска с помощью зубной пасты

Если повреждения на поверхности незначительны, можно воспользоваться подручными средствами. Вам потребуется зубная паста и мягкая тряпочка для полировки. Работу нужно выполнять так:

  • Положить поврежденный диск на ровную поверхность.
  • Нанести небольшое количество зубной пасты.
  • От центра к краю, с небольшим нажатием, провести тканью по поверхности.
  • Очистить поверхность от пасты влажными салфетками, а при необходимости — промыть теплой водой.
  • Дать изделию просохнуть, а затем провести пробный запуск.

При отрицательном результате допускается повторить манипуляции в таком же порядке еще раз.

Зубная паста поможет в случае, когда повреждения не слишком сильны. Если же на поверхности изделия есть более серьезные царапины или они мелкие, но их много, применяют специальные составы, предназначенные для устранения такого рода повреждений с деликатных поверхностей.

Этот состав идеально подходит для полировки мелких царапин. Его используют не только на дисках, но и при устранении повреждений с экранов ЖК телевизоров или мониторов. Вам нужно сделать следующее:

  • Развести пасту спиртосодержащим раствором, в соответствии с инструкцией.
  • Пропитать этим составим кусок мягкой ткани.
  • Выполнить полировку.

Затем следует очистить поверхность диска, а после того, как он высохнет, попробовать запустить.

Вам потребуется нанести воск на поверхность диска тонким слоем и аккуратно растереть тканью без ворса. В этом способе царапины не полируются, а забиваются воском. Но при очень глубоких повреждениях диск может не поддаться восстановлению.

Перечисленные способы — механические, а бывают и программные. Возможно восстановление данных с помощью специализированного софта. Найти программы для восстановления информации с поврежденного диска можно в сети интернет.

А также можно попробовать привести в порядок «хранилище», используя предназначенное для этих целей оборудование. Такие машинки стоят от 25 долларов для домашнего использования и от 300 долларов для промышленного. После полировки царапины на диске вполне могут быть еще видны, но читаемость данных ощутимо улучшиться.

Чтобы не испортить компьютерный диск окончательно, необходимо соблюдать правила удаления повреждений. При восстановлении диска требуется помнить о следующем:

  • избегать касаний поверхности пальцами, чтобы жир от кожи не оставался на диске, держать его нужно только за края;
  • не полировать поверхность диска зубной пастой слишком часто, иначе наступит момент, когда защитный слой будет безвозвратно поврежден;
  • при разведении пасты «ГОИ» нельзя применять агрессивные растворители;
  • чтобы не повредить диск еще больше, перед чисткой воском нужно удостовериться в отсутствии частичек пыли на поверхности;
  • не применять больших механических усилий во время полировки, так как при нажатии вы повредите тонкий слой с данными.

Читайте также:  Отделка балконов и лоджий пластиковыми панелями

Вышеперечисленные способы могут не дать желаемого результата и в некоторых случаях не стоит рисковать, и отнести изделие специалистам, а не пробовать исправить положение самостоятельно. Профессионалы справятся с этой проблемой легко и за приемлемые деньги.

Вывод напрашивается сам собой — повреждения на диске намного легче предотвратить, чем исправить. Поэтому соблюдайте правила хранения, помещайте их в специальные конверты или коробочки, а при использовании старайтесь меньше касаться поверхности руками. После окончания работы не бросайте «хранитель» на столе, а сразу же уберите. Это убережет диск от появления повреждений и царапин.

Источник: http://worknet-3.ru/vazhnye-sovety/kak-ubrat-carapiny-s-diska-v-domashnix-usloviyax

Полировка дисков автомобиля – создаем зеркальный блеск сами

Литые диски легковых авто достаточно быстро утрачивают свой привлекательный внешний вид в результате эксплуатации транспортного средства. Комки грязи, а также мелкие камушки, летящие из-под колес, буквально уничтожают яркий блеск таких изделий и царапают их поверхность. Вернуть былую презентабельность дискам позволяет их полировка. Выполнить ее можно в домашних условиях.

Если мы решили отполировать диски, не обращаясь к специалистам автотехцентров, необходимо сразу же оценить свои силы и искренность желания вернуть интересующим нас элементам ходовой части машины былой блеск.

Скажем сразу, самостоятельная полировка представляет собой время- и трудозатратное мероприятие. Оно требует приложения определенных физических усилий, а также ознакомления с технологией проведения подобных работ.

Для тех, кто готов потратиться на приобретение требуемых материалов, выделить немало личного времени на обработку ходовой части, вдыхать пыль и химические пары при выполнении запланированных операций, мы опишем технологию эффективной очистки литых дисков своими руками.

 В первую очередь нам нужно приобрести защитные очки, хороший респиратор, резиновые перчатки (не обычные, а те, которые применяются при работе с химическими соединениями и веществами).

Без этих спецсредств полировка дисков любого современного автомобиля выполняться не должна!

После этого можно приступать к изучению технологии обработки дисков. Особых премудростей здесь, в принципе, нет. Операция выполняется в три этапа. Сначала требуется произвести смывку защитного покрытия с дисков, затем – их качественную шлифовку, а потом уж можно приступать непосредственно к полировке, выполняемой спецсредствами. Подробно опишем эти стадии.

На заводах поверхность литых (хромированных, алюминиевых) автомобильных дисков в обязательном порядке покрывается специальной пленкой. Она образуется после высыхания особого лака, наносимого на описываемые элементы машины.

Защитная пленка имеет высокий показатель твердости. Механически удалить ее в условиях частного гаража нереально. Единственный выход – применение химических композиций, называемых смывками.

Приобрести их можно в любом магазине, где предлагается автохимия для мойки и обслуживания авто, жидкий воск и так далее.

Смывки выбираем разумно. Изучаем, из каких составляющих они изготовлены, уточняем, не нанесут ли они вред литым изделиям. При этом помним, что такие составы в большинстве случаев являются достаточно токсичными. Работать с ними нужно очень осторожно.

Использовать смывку необходимо строго по инструкции производителя. После удаления с ее помощью защитного покрытия с диска тщательно промываем последний большим количеством воды.

Это позволит избавиться от мелких абразивных частиц на поверхности и исключит риск образования коррозии (остатки смывок способны стать причиной ржавления литых изделий).

Получив диск без защитного лакового слоя, приступаем к его шлифовке. Она выполняется разными способами:

  1. На станке.
  2. Вручную.
  3. На ступице.
  4. С применением подручного электроинструмента.

Самая эффективная и быстрая шлифовка производится на специальном станке. Он представляет собой агрегат, который вращает автомобильный диск с заданной скоростью и позволяет неподвижно фиксировать средство для шлифования.

За счет этого обработка изделия по всей его площади осуществляется равномерно. Понятно, что не во всех частных гаражах имеется такой полезный станок. Не беда. Для выполнения шлифовки можно приспособить и обычную электродрель.

Насаживаем на нее спецнасадку и производим шлифование.

Реально обойтись и без дрели. Шлифовку допускается выполнять вручную, используя шкурку. Операция получится длительной и трудоемкой. Но желаемый результат она, все же, обеспечит. Все описанные способы обработки дисков предполагают их демонтаж с авто. Но при желании можно и не снимать колесо.

Такая методика носит название шлифовки на ступице. В этом случае требуется при помощи домкратов надежно закрепить колесо в воздухе, придать ему вращение, включить автодвигатель и приступать к обработке диска. Технология потенциально небезопасная для исполнителя.

На практике она применяется очень редко.

Шлифовка осуществляется по простому принципу. Сначала работаем крупнозернистым абразивом (Р1200 или Р1000), потом 2–3 раза понижаем зернистость инструмента (Р600, Р400, Р240). Описанная поэтапная обработка длится долго, зато обеспечивает качественную подготовку литых изделий к полировке. При выполнении шлифовки принимаем во внимание следующие рекомендации:

  1. Рабочий инструмент всегда включаем на низкие либо средние обороты. Не пытаемся ускорить процесс. Инструмент, функционирующий на высоких оборотах, способен повредить диск.
  2. В процессе шлифовки периодически удаляем с обрабатываемой детали остатки абразива и пыль. При чрезмерном накоплении этих загрязнений есть риск появления на диске новых царапин.
  3. Не нажимаем слишком сильно на инструмент, так как это чревато нарушением конфигурации и геометрических параметров обрабатываемого изделия.

И последний совет. Перед окончательной обработкой диска мелкоабразивным инструментом обязательно очищаем литое изделие от частичек мусора и пыли мягкой тканью (желательно купить специальные салфетки, предназначенные для подобных целей).

После шлифовки наши изделия полностью готовы к полированию. Оно производится теми же самыми инструментами. На них требуется лишь поменять насадки.

Для полировки используем мягкие войлочные либо фетровые материалы, круги, сделанные из тканей, а также специальные средства – пасты и полироли. Последние выбираем на свое усмотрение.

Их ассортимент в наши дни огромен. Подобрать подходящий по цене и качеству состав несложно.

Самая популярная паста для полировки среди отечественных водителей – ГОИ. Она доступна по цене и прекрасно справляется со своими задачами. Перед использованием ГОИ обязательно разводим ее в керосине и слегка разогреваем. Можно использовать и более современную алмазную пасту. Такая твердая полироль стоит дороже. Но мороки с ней меньше (не нужно нагревать состав, добавлять в него керосин).

Главный принцип качественной полировки – поочередное применение средств с разной зернистостью. Начинаем работать пастами с крупным зерном (60–100 микрометров), в конце операции используем самые “мягкие” средства (6–14 мкм).

Обратите внимание! Зернистость пасты ГОИ несложно определить по ее цвету. Грубые составы имеют светло-зеленый оттенок, мелкозернистые – темно-зеленый. Вместо твердых алмазных паст и ГОИ многие автомобилисты используют гелеобразные и порошковые абразивы. Описывать их мы не будем.

Принцип применения таких полиролей и получаемый эффект остаются неизменными.

Проблем с полированием дисков при наличии требуемого инструмента у нас не возникнет. Чтобы операция прошла без неприятных сюрпризов, придерживаемся такого порядка работ:

  1. Наносим полироль на поверхность литого изделия.
  2. Тщательно втираем состав в диск.
  3. Полируем изделие, используя мягкие материалы. Времени на такую процедуру потребуется много. Но мы предупреждали об этом в самом начале статьи. Поэтому придется терпеть и натирать диски до получения идеального зеркального блеска. Ведь ради этого мы все и затевали.
  4. Перед последним этапом обработки (финишное полирование) протираем микрофиброй весь диск. Не пропускаем ни одного сантиметра.
  5. Проводим финишную обработку.
  6. Покрываем отполированную поверхность лаком. Операция необязательная, но лучше ее выполнить. Она значительно продлит время сияния дисков. Эффектный зеркальный блеск сохранится надолго.

Неприятный момент напоследок. Процесс полировки неопытному домашнему умельцу кажется понятным и простым. Человек закупает требуемые материалы и инструменты и с азартом приступает к обработке дисков. Тут нередко возникает проблема.

От большого рвения при натирании литых изделий наблюдается их перегрев, а при неправильном смешивании керосина и ГОИ на диске образуются черные полоски. Что делать в таких ситуациях? И в первом, и во втором случае нам придется вымыть диск и начать весь процесс их обработки заново.

Поэтому действуем строго по правилам и не спешим, чтобы избежать таких неприятностей. Удачи.

Источник: http://tuningkod.ru/stajling/polirovka-i-rixtovka/polirovka-diskov-avtomobilya.html

Как отполировать колесные диски до зеркального блеска?

Первым, на что обращают внимание, глядя на автомобиль, является его общий внешний вид. Яркие элементы в первую очередь привлекают взгляд, это же касается дисков. От того, как они выглядят и в каком состоянии находятся, зависит, насколько высоко будет оценена привлекательность машины в целом.

На самом деле блеск дисков говорит не только о красоте, но и является показателем состояния этой детали. В том числе отполированные диски имеют повышенные антикоррозийные свойства.

Для чего нужна полировка диска

Покупка новых дисков радует владельца. Их безукоризненный внешний вид остается таковым несколько месяцев, а после этого становятся явными разные дефекты, появившиеся в процессе эксплуатации. Диски подвержены коррозии, в особенности в суровом климате и на не самых лучших дорогах. Так что появляется необходимость их чистить, чтобы избавиться от царапин и коррозии.

Сплав, из которого изготавливают диски, зачастую покрывают краской. Но, чтобы избавиться от старого вида и блеклости, не достаточно покрасить диски заново. В этом случае необходима их полировка. Для её выполнения можно обратиться в автосервис, но при желании полировка дисков может быть выполнена самостоятельно.

Задача отполировать автомобильные диски может только звучать легко, а на самом деле это довольно непросто и затратно по времени. Несмотря на это, многие предпочитают выполнять её самостоятельно.

Этапы очистки колесных дисков

Заводские диски покрывают защитной лаковой пленкой, которая при высыхании становится настолько твердой, что её коэффициент твердости превышает этот же показатель сплава, из которого изготовлен диск. Соответственно механически удалять покрытие с диска очень малопродуктивно, поэтому используется специальная смывка для краски.

При выборе смывки необходимо обращать внимание, для каких целей она применяется, какие компоненты входят в её состав. Часто смывающие жидкости оказываются токсичными и для некоторых случаев бесполезными. Например, если диск был окрашен порошковой краской, смывка может оказаться неэффективной. Уже на этом этапе становится понятно, как может оказаться непросто полировать литые диски.

После первого этапа очистки колесных дисков мы должны получить диск без защитного покрытия. После смывки нужно хорошо отмыть диск, так как она может вызвать появление коррозии. Также необходима тщательная очистка от грязи. Ведь оставшийся песок в зоне полировки может испортить всю работу.

Следующим этапом работы будет шлифовка диска, а затем его полировка, о которых подробно далее.

Шлифовка

Выполнить шлифовку можно в профессиональной мастерской с использованием специализированного оборудования и самостоятельно с применением более простых инструментов.

Сегодня популярной является алмазная шлифовка дисков, которая заключается в восстановлении внешней стороны диска при помощи специального высокоточного оборудования, управляемого программно. Алмазная проточка выполняется по строго заданным параметрам, что дает гарантию качественного исполнения работы.

Самостоятельно выполнить шлифовку можно следующими методами:

вручную, без применения инструментов – такой способ практически не применяется в силу своей малоэффективности и используется только в специальных случаях;

с применением ручного инструмента – используется инструмент, который передает вращательный момент специализированной насадке (дрель, пневмоинструмент, оборудование с гибким валом);

на станке – такое оборудование найти непросто, но некоторые конструируют его сами. Принцип работы заключается в том, что диск вращается, а шлифующий элемент должен обладать необходимой степенью свободы для шлифовки труднодоступных зон. Это самый быстрый метод, если получится его реализовать;

Читайте также:  Септик крот: модельный ряд, устройство, отзывы, цены

на ступице автомобиля – при помощи домкрата вывешивается колесо и вращается двигателем, а в этот момент проводится шлифовка или вручную, или при помощи электропневмоинструмента на минимальных оборотах. Любительский метод, имитирующий наличие станка.

Для шлифовки понадобятся дрель и разные шлифовальные насадки. Чаще всего используется шлифовальная бумага с зернистостью Р 240, Р 400, Р 600, Р 1000-1200.

Полировка

После шлифовки можно приступать к полировке дисков автомобиля. Полировку выполняют при помощи тех же инструментов, что и шлифовку, отличие в использовании мягких насадок.

Войлочные насадки удачны для полировки, так как имеют свойство хорошо удерживать полироли на своей поверхности. Тряпичные и фетровые насадки также пригодятся для разных участков.

Для начальной и доводочной полировки рекомендованы тканевые прошивные круги, которые выпускают в разном исполнении.

Для полировки применяют полировочные материалы, которые бывают разной зернистости, как и шлифовальная бумага. Популярна к использованию паста ГОИ, которую нужно приобрести нескольких видов – с более крупными зернами и с зернами поменьше для окончательной обработки. Обычно это пасты с зернами 100-40 мкм и 14-5 мкм.

По окончании полировки диск нужно помыть и протереть насухо и желательно покрыть защитным лаковым слоем.

Как отполировать диски своими руками

Полировка дисков может быть отдельным мероприятием, а может идти в составе общей полировки автомобиля. Для полировки автомобиля применяют полировальные машинки, диски для полировки автомобиля (для грубой, средней и финишной обработки), полировочные пасты.

После полировки автомобиля его кузов приобретает красивый глянец, и этот вид должны дополнить отполированные стёкла, фары, и, конечно, диски колёс.

Что нужно для полировки

Для полировки понадобится набор инструментов, который можно найти практически в каждом гараже. Но их также легко можно найти на рынке или в магазине.

Что касается специальных устройств, таких как станок для полировки дисков, то можно обойтись без него, а можно сделать его самостоятельно, пользуясь наработками предшественников в этом деле.

Работа на станке идёт гораздо быстрее и требуется меньше физических усилий.

Набор инструментов для полировки включает:

• смывку для краски;

• защитные средства для рук и органов дыхания;

• шлифовочную машинка (электродрель со специальными насадками);

• станок;

• наждачную бумага с зернистостью Р 240- Р 1200;

• пасту ГОИ;

• полироль.

После сбора всего, чем нужно полировать диски на авто, можно приступать к непосредственному исполнению работ.

Технология проведения работ

Первое, что нужно сделать в самом начале работ по полировке дисков, это снятие защитного слоя лака при помощи смывки.

Далее для удобного и правильного выполнения работ своими руками понадобится такое оборудование для полировки дисков как шиномонтажный станок или станок для полировки дисков.

На него крепится разобранный диск, после чего осматривается для оценки необходимых работ. Обычно на дисках заметны следы эксплуатации, которые необходимо устранить шлифовкой.

Важно! Все работы при полировке дисков необходимо выполнять в перчатках. На некоторых этапах подойдут обычные рабочие перчатки, но также понадобятся резиновые перчатки для защиты рук.

Выполняя шлифовку, первым применяют крупнозернистый абразивный материал, который подбирают в зависимости от вида устраняемых дефектов. После применяют более мелкозернистый материал, и так в среднем используется 3-4 материала разной зернистости. После удаления следов предыдущего более крупнозернистого шлифовального материала, прекращается работа текущим.

При шлифовке на поверхности диска образуется порошок из зерен абразива и металла, который необходимо постоянно удалять во избежание вторичного царапанья поверхности. Переходя на более тонкий абразив, стоит предварительно удалить мусор с поверхности при помощи тканевой тряпки.

Рекомендуется работать на самых низких оборотах, чтобы предотвратить перегрев диска. Также не стоит прилагать больших усилий, а лучше приостанавливать работу, чтобы лучше визуально контролировать процесс. Это особенно актуально при работе с крупнозернистым абразивом, ведь можно изменить профиль диска, если не рассчитать силы.

От качества шлифовки будет зависеть качество последующей полировки. Для выполнения полировки пастой ГОИ первоначально используется более крупнозернистая паста, затем берется мелкозернистая паста для окончательной доработки. Чем темнее цвет пасты, тем меньше зерна. Перед тем как наносить пасту ГОИ на диск, её требуется развести в керосине либо разогреть.

Особенности полировки литых дисков

Зеркальная полировка литых дисков происходит таким образом:

1. Необходимо надеть перчатки для работы с химическими веществами.

2. На дрель крепим войлочный круг, на который наносим пасту ГОИ.

3. Не торопясь, круговыми движениями обрабатываем поверхность диска. Пасту нужно хорошо растереть по поверхности, пока не изменится цвет. На этом этапе должна начинать проявляться зеркальная поверхность.

4. После обработки пастой ГОИ диск протирается тканью микрофибра.

5. Окончательно отполировав диск, его нужно вымыть и вытереть насухо.

6. Рекомендуется покрыть диск защитным лаковым слоем, чтобы защитить от вредоносного воздействия дождливой погоды и агрессивных средств с дороги – к дрели крепим шерстяной круг с полиролем и не торопясь обрабатываем поверхность.

В результате диски имеют зеркальный блеск и выглядят как новые.

При работе над полировкой литых дисков стоит с осторожностью отнестись к таким особенностям как вредоносное влияние на организм человека компонентов смывки и алюминиевой стружки.

Важно! Полировку дисков лучше всего выполнять в хорошо проветриваемых помещениях. Также необходимо использовать респираторы, чтобы защитить дыхательные пути от механических частиц.

Источник: https://auto.today/bok/5550-kak-otpolirovat-diski-do-zerkalnogo-bleska.html

Восстановление поврежденных CD и DVD дисков в домашних условиях

Диск с важнейшей информацией в единственном экземпляре исцарапан настолько, что привод отказывается его читать! Знакомая ситуация? А ведь столько раз посещала мысль скопировать данные в резервное хранилище… Подобные крики души над покрытым сетью царапин диском знакомы многим.

Нет в мире совершенства, и у такого, казалось бы надежного вида хранения данных, как оптические CD, DVD и Blu-ray диски есть довольно серьезное слабое место — чувствительность к царапинам. Что же делать, если нужный диск уже поцарапан?

Определяем серьезность повреждений

Надо сказать, что царапины на оптических дисках можно разделить на две большие группы — царапины на рабочей и на внешней поверхности.

Рабочей называется та поверхность, которой диск кладется в привод, а внешней — та, на которой расположены надписи. Самыми опасными являются царапины на внешней стороне диска.

Если поврежден металлический слой (царапину в таком случае будет видно насквозь) можно сказать лишь одно – восстановлению диск не подлежит.

Однако гораздо чаще встречаются дефекты на рабочей стороне, то есть той, которой диск кладется вниз.  Радиальные (идущие от центра к краям) царапины обычно не так опасны. Значительно коварнее царапины продольные и кольцевые – располагающиеся параллельно кромке. Если они присутствуют, то причина того, что диск не читается — скорее всего, в них.

Другой привод

То, что ваш привод отказывается читать диск, еще не повод думать, что другие поступят аналогичным образом. Если в доме (офисе) есть еще подходящие считывающие устройства, то несем поврежденный предмет к ним.

Если поблизости таковых не оказалось – к знакомым, а если и знакомые вне зоны доступа – в ближайший компьютерный клуб или просто магазин. В общем, в наш век продвинутых технологий найти привод не такая большая проблема.

Дело в том, что существует некоторая вероятность – диск, который не смог прочитать один привод, вполне может оказаться «по зубам» другому.

Помимо этого, полезным может оказаться ограничение скорости работы привода. Существует довольно много программ, которые умеют это делать (например — CDSlow). Если и они не помогли — не отчаивайтесь – возможно, все еще поправимо.

 Прибегаем к народной мудрости

Информация с диска считывается посредством лазерного луча, который отражается от поверхности с записью. Царапины изменяют угол отражения, вследствие чего чтение данных становится невозможным. Но, если заполнить пустоты материалом, который пропускает свет примерно так же, как и прозрачный пластик, то можно получить доступ к диску, пусть и краткосрочный.

Для начала тщательно моем диск с мылом (рабочей поверхности руками не касаемся). Затем протираем: и здесь, и в последующих операциях по механическому воздействию на диск, всегда ведем от центра к краям. Даже если не повезет нанести при этом царапину, то она будет радиальной, а соответственно, как мы уже знаем, менее вредной.

Уже после этой нехитрой процедуры многие диски возвращаются к жизни. Если этого не произошло, приступаем к непосредственному заполнению царапин. Лучше всего для этого подойдет купленная в магазине специальная паста, но можно обойтись и подручными средствами.

В интернете можно найти занятный перечень того, что помогало алчущим прочитать свои диски: автомобильный (или мебельный) воск, парафин со свечи, сочетание зубной пасты с бананом (первый слой – паста, второй – мякоть банана), подсолнечное или вазелиновое масло…

Замечу лишь, что излишки веществу в любом случае надо удалить с диска по-максимуму, а также, в случае с маслом, опять-таки воспользоваться программой для замедления скорости чтения диска, иначе его просто стянет с поверхности центробежной силой (вообще, говоря честно, от использования масла я бы воздержался).

Более экзотические методы включают помещение диска в морозилку минут на 40 (заполнение пустот кристаллами льда) и замазку царапин зеленкой (якобы поглощает часть спектра, что улучшает чтение).

Но все эти способы не долговременны и если вы понимаете, что диск-таки прочелся, немедленно начинайте копирование. Ну а если народные методы пользы не принесли — преходим к следующему этапу.

Тяжелая артиллерия

Раз царапину не удалось залепить, мы ее удалим. Для этой цели наиболее подойдут различные абразивные пасты, купленные в магазине. Но и дома у каждого найдется чем выполнить такую работу.

На роль заменителя отлично подойдут зубная паста и полироль для мебели. Наносим небольшое количество на ватный тампон и трем (от центра к краям!) до полного исчезновения царапины. На просторах сети пишут, что можно использовать и женскую полировку для ногтей, но тогда на нее нужно добавлять немного масла (если честно, не до конца понимаю, как сработает эта субстанция).

К «профессиональным» средствам можно отнести специальную пасту для полировки дисков, которая время от времени встречается в компьютерных магазинах. Пасту для полировки царапин на пластике, которую можно найти в магазинах автомобильных, а также пасту ГОИ.

Надо заместить, что и в случае с народными, и в случае с профессиональными средствами, полировка носителя вручную, скорее всего, займет ну очень много времени.

Здесь есть опять-таки два пути — купить приспособление для полировки дисков (причем серьезное а не хлипкую «приблуду» за 300 рублей). Или же использовать дрель с полировальной насадкой.

У меня в итоге сработал следующий вариант: я взял дрель, а также полировальную насадку, по диаметру схожую с CD. Насадка была войлочная, так что я дополнительно сверху обвязал ее мягкой тканью. После этого я включил дрель, и аккуратно нанес пасту ГОИ на уже вращающуюся насадку.

А затем рукой в печатке прижал к ней диск. Результата удалось достичь довольно быстро, однако если вы решите пойти по моим стопам, рекомендую быть крайне осторожными — способ довольно опасный, можно «убить» диск совсем, повредить руки и т. п.

Существуют и более радикальные способы, они  предполагают кипячение диска в воде и последующее (когда пластик немного расплавится) заглаживание царапин. Или их заглаживание горячей ложкой. Такой вариант требует много опыта и хорошей сноровки.

И если информация на диске действительно ну очень важная и ценная, возможно не стоит испытывать судьбу, и попробовать обратиться к специалистам — компаний, занимающихся восстановлением данных с различных носителей довольно много, зачастую они, среди прочего, работают и с оптическими дисками.

Источник: https://apavlov.ru/vosstanovlenie-povrezhdennyih-cd-i-dvd-diskov/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дизайн Дома
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector