Что такое экологический дизайн?

5 основных принципов эко-дизайна

Экологический дизайн появился как ответ на массовое производство, вредное для окружающей среды и невнимательное к потребностям реального человека.

Глобализация, унификация и механизация всего и вся позволили корпорациям-гигантам добиться прибыли, но стандартная городская застройка, лишенные индивидуальности предметы, искусственные материалы непонятного происхождения со временем начали вызывать недовольство потребителей.

По времени – конец ХХ века – это совпало с переосмыслением роли человека в мире, и на волне новой, «зелёной» философии появилось новое отношение к производству: главным принципом стала «гармония с природой».

Ответственность перед окружающей средой, натуральность и уникальность сделали эко-дизайн мегапопулярным направлением.

Ярлыки «100% Natural», «eco-friendly», «green» привлекают внимание покупателей, которые заботятся о своем здоровье и не желают участвовать в загрязнении планеты.

Связь с природой становится модой, и быть «экологичным» – осознанным и этичным по отношению к природе – уже давно считается хорошим вкусом у жителей городов. Но «эко» это не только мода. Давайте рассмотрим пять принципов, которые делают «зелёный» дизайн настоящей философией.

1. Связь с природой

Первое и основное – экологический дизайн способствует восстановлению нашего контакта с живой природой, ведь в большинстве городов, а особенно в мегаполисах, природе отведено совсем немного места.

Не у каждого осталась любимая бабушка в глухой деревне среди лесов и полей, и выбраться за пределы города для многих является настоящей проблемой.

Экологический дизайн стремится предоставить человеку как можно больше возможности соприкоснуться с природой, не покидая привычную обстановку.

Экологический дом в Колумбии

Например, при так называемом экологическом строительстве какую-то часть изначального ландшафта намеренно оставляют нетронутой: здание «вписывают» в существующую природную форму (холм или впадину) вместо того, чтобы разравнивать землю экскаваторами или скажем, менять, русло реки. Такой подход предоставляет пользователям возможность чувствовать себя внутри экосистемы; к тому же, возможна значительная экономия за счет использования энергии воды или ветра.

В больших городах, где для парков и скверов не хватает места, всю большую популярность приобретают вертикальные сады и «зелёные стены». Город получает возможность дышать глубже.

Зелёная стена

Одно из самых интересных проявлений такого дизайна – это так называемые «зелёные граффити», которые состоят, например, из мхов, не требуют особого ухода и отлично украшают город.

Можно сказать, что сады на крышах небоскрёбов – это тоже экологический дизайн, ведь это ещё один способ изобретательно и, главное, «по-зелёному» подойти к проблеме места в городе.

Конечно же, экологический дизайн это не только озеленение города, но и внимание к самым обычным предметам, которые окружают нас в повседневной жизни.

Натуральные материалы, естественные формы, изображение природы – всё это делает экологический дизайн отдельной эстетической категорией. Можно добавить, что это философия «сырого», необработанного, близкого к изначальному.

Простота, гармоничность, естественность — это то, чему мы можем учиться у природы, и чего так не хватает в современном мире, полном стресса, иллюзий и ненужных вещей.

Экологический дизайн подходит для этого как нельзя лучше: при производстве «зелёных» вещей не задействуется ничего лишнего, все отвечает той гармонии, что уже существует в мире. Покупателю лишь требуется сделать выбор в пользу того, что «organic» — задолго до фабрик и заводов изготовлено самой природой.

Можно сказать, что дизайнеры скорее стремятся сохранить природу в первозданном виде, донести её нетронутой, нежели перерабатывают или меняют её свойства.

Вертикальные сады дома:

Сидеть среди ветвей:

2. Настоящие вещи

Восприятие человеческое устроено таким образом, что нам требуется постоянное подтверждение, что нас окружает настоящий, живой мир. Программисты и веб-дизайнеры тут же возразят, что отлично чувствуют себя за монитором любимого ПК и никакие берёзки-листочки им не нужны.

Однако жизнь даже самого загруженного фрилансера невозможна без контакта с материальным миром, и тут проявляют себя потребности нашего тела, которому хочется чувствовать разнообразную фактуру предметов, к которым мы прикасаемся.

Натуральные материалы – это то, к чему человеческие органы чувств привыкали тысячелетиями, следовательно, замечаем мы того или нет, но потребность в настоящем/естественном заставляет нас делать выбор в пользу привычных материалов, таких как дерево, камень, натуральные ткани.

Современный интерьер в эко-исполнении:

Современный гаджет: 

Не зря так много исследований проведено о важности контакта с натуральными материалами для детского развития: тело учится распознавать свойства мира через разнообразие естественных форм.

Принципы экологического дизайна подходят как нельзя лучше для создания игрушек: безопасные материалы оставлены необработанными, открытыми для контакта; естественные формы и цвета не перевозбуждают; разная плотность, вес, запах и даже вкус составляют то самое разнообразие, которое необходимо для гармоничного развития.

Деревянные кукольные домики отлично подходят для развития мелкой моторики

Игрушки из дерева

Конечно же, экологический подход требуется не только к изготовлению детских вещей. Сами для себя мы выбираем качество и долговечность, а в человеческой культуре эти свойства прочно укрепились за натуральными материалами, такими как камень, металл или дерево.

Зачастую «натуральность» становится даже чем-то элитным, притом предмету необязательно быть сделанным из экзотического дерева или сплава: возможно, экзотика здесь будет скорее негативным аспектом, ведь на его транспортировку из дальней страны ушло много топлива, или материал признаётся исчезающим в природе, а это неэкологично.

Изысканность простоты:

Натуральные материалы высокого качества при правильном уходе служат долго и не выходят из моды, тем более если современная мода ставит во главу угла здоровье.

Экологический дизайн позволяет создавать вещи, которые возможно передавать по наследству, как это было много столетий назад, когда каждый предмет в доме имел определённый смысл.

Возможно, это то, что составляет понятие «уют» — комфорт для наши органов восприятия содержится не столько в совершенстве форм, сколько в чувстве подлинности, надёжности, или даже можно сказать, предсказуемости знакомых натуральных материалов.

Уют натуральных материалов

Для продвижения своих товаров дизайнеры используют соответствующие визуальные ассоциации: эко-дизайн это нечто уютное, «тёплое», «настоящее», сделанное с заботой о человеке и не выходящее из моды. Можно заметить, что зачастую экологический дизайн — это возвращение к чему-то уже давно существующему, проверенному временем. Может, поэтому он так популярен?

3. Хорошо забытое старое

Действительно, существует категория вещей, которая всегда будет занимать особое место: вещи с историей и смыслом, вещи, которые отражают культурную традицию, имеют символическое значение.

Скорее всего, такие предметы сделаны руками из натуральных материалов и передаются из поколения в поколение.

Экологический дизайн внимательно относится к традиции: дизайнеры обращается к культурной памяти людей, использует техники, материалы и орнаменты, характерные для определённой местности.

Этнический стиль в интерьере как пример эко-дизайна

Дизайнеры творчески перерабатывают опыт людей, которые веками использовали местные природные ресурсы экономно и эффективно.

Элементы традиционной японской архитектуры в современном дизайне

Можно сказать, экологический дизайн переосмысляет отношения человека и природы через возвращение к уже существующим способам бережного отношения к природе.

4. Сделай сам

Экологический дизайн стремится оставить материалы необработанными, «сырыми», а формы и конструкции — простыми и понятными, что даёт возможность покупателю придать вещам индивидуальность самостоятельно. Такой подход развивает фантазию и вдохновляет на творческое взаимодействие с предметом. Самый, пожалуй, знаменитый производитель, который работает с этой темой – IKEA.

Более того, некоторые вещи можно повторить самим, что позволяет современному человеку немного отойти от использования всего готового и войти в контакт с настоящими материалами, как это делали его предки.

Кресло из того, что есть под рукой

Возможно, этим объясняется невероятная популярность рукоделия в современном мире гаджетов и цифровых технологий.

Самые простые деревяшки

5. Что останется после меня

Наконец, экологический подход к дизайну вещей решает проблему утилизации отходов: предмет, сделанный из натурального материала, во многих случаях может служить дольше, а затем его можно переработать, «вернуть природе», или использовать по другому назначению.

Знаменитые коврики из мха, которые можно сделать своими руками и затем «вернуть в природу»

Некоторые вещи сделаны с расчетом на особую переработку. К примеру, биоразлагаемые кроссовки от OAT Shoe

Таким образом, экологический дизайн берёт вдохновение у природы и переосмысляет роль человека по отношению к ней.

Современный человек имеет возможность минимизировать вред, причиняемый окружающей среде производством, сделав выбор в пользу практичных и удобных вещей, сделанных из местных материалов по давно отработанным технологиям.

Естественно, никто не заставляет отказываться от смартфонов и машин, но можно попробовать найти «зелёную» альтернативу многим предметам, которые мы используем повседневно.

Источник: http://say-hi.me/design/5-osnovnyx-principov-eko-dizajna.html

Экодизайн. Современные тенденции

  • VLVmag – эко-информационный портал
  • Рубрики
  • Экология
  • Экодизайн. Современные тенденции
  • Сегодня, устав от шума, пыли, общества других людей и прочих «прелестей» века нанотехнологий, мы начинаем переосмысливать ценности, ищем уединение и покой. Кратковременным спасением становится бегство из города в лоно природы.

    Но вернувшись, мы интуитивно стремимся воссоздать ту целительную атмосферу. Так в доме появляются живые цветы, деревянные подставки под чашки, «шторы» из ракушек… Это и есть примитивная основа экодизайна.

    Деревянные изделия и живые цветы — это основа экодизайна, фото WEB

    Иногда экологический дизайн считают просто очередным модными направлением в оформлении помещений. На самом же деле, это целая философия, основанная на строгих принципах сохранения экологии и бережного отношения к окружающему миру.

    Многие люди обращаются к ней интуитивно, вовсе не подозревая, что следуют какому-то стилю. Это стремление быть ближе к природе идёт из подсознания, которое пытается оградить человека от чуждого и психологически дискомфортного пребывания в городских джунглях.

    Создание экостиля в помещении – решение проблем экологии, фото WEB

    Таким образом, создание экостиля в помещении преследует следующие цели — решение проблем экологии, гармонизацию отношений человека с природой и удовлетворение его естественной потребности в контакте с ней. Это направление решает совершенно новые задачи, формируя иную структуру потребностей:

    • пересмотр качества материалов и технологий их производства;
    • возможность вторичного использования предметов и сырья;
    • уменьшение количества дизайнерских продуктов;
    • экономный подход к использованию природных ресурсов.

    Экодизайн предполагает использование натуральных материалов, фото WEB

    В оформлении помещений экодизайн предполагает использование преимущественно натуральных материалов. Это дерево, глина, камень, пробка, бамбук, необработанные и очень простые ткани.

    Важный критерий — возможность вторичного применения, обеспечение экологического «круговорота».

    Это значит, что взятые у природы «взаймы» материалы, должны утилизироваться, не нанося вреда окружающей среде, а в идеале — использоваться снова. 

    Мебель из натуральных материалов служит долго, фото WEB

    Вещей должно быть как можно меньше и только самых необходимых. Помещение нельзя захламлять, потому предметы в нём играют исключительно практичную роль. Мебель из натуральных материалов служит долго и может передаваться даже между поколениями. Таким образом, каждый предмет интерьера обретает историю и значение.

    Это направление выдвигает и некоторые требования к площади и освещению. Нередко в помещениях убираются лишние стены, «раскрывая» пространство, наполняя его воздухом и светом. Окна предпочтительнее большие, панорамные, будто пропускающие внешний мир с его солнечным или, напротив, пасмурным настроением в дом.

    Окна предпочтительнее большие, панорамные, фото WEB

    Экостиль приветствует присутствие живых растений, аквариума, террариума, клетки с птицей, фонтанчиков. Очень интересны решения в оформлении стен вертикальными садами из мхов, суккулентов и вьющихся цветов.

    Читайте также:  Как производится монтаж гипсокартона на потолок – инструкция

    Деревянная мебель очень дорога, потому позволить себе такую роскошь может не каждый. Впрочем, это не значит, что экодизайн — привилегия состоятельных людей. Наоборот, принципы этого направления основаны на бережливости.

    Экостиль приветствует присутствие живых растений и аквариума, фото WEB

    Ткани для штор, обивки мебели, оформления пола и стен выбираются из простых материалов: необработанный лён, хлопок, рогожка, циновка. А предметы декора, выполненные из речного камня, бамбука, веток, глины и вовсе не имеют никакой материальной ценности.   

    Многие элементы экологического дизайна можно сделать самостоятельно. Работа с натуральными материалами — это тоже единение с природой, приносящее удовольствие. Рукоделие сейчас на пике популярности и всё, начиная от салфеток и заканчивая картинами, можно выполнить своими руками. 

    Экостиль предъявляет высокие требования к энергосбережению, фото WEB

    В то же время экологический дизайн не накладывает запрет на использование бытовой техники. Зато предъявляет высокие требования к энергосбережению.

    Принципы экостиля применимы не только к оформлению помещений, но и ко всем аспектам деятельности человека.

    Это, в том числе, и рациональное использование электричества, и поиск новых, экологически чистых источников энергии, как, например, ветер, вода, солнечный свет и т. д. 

    Мы общество потребления. С помощью вещей мы стараемся решить проблемы, впечатлить окружающих, соответствовать каким-то нормам.

    Промышленность, стремясь удовлетворить наши потребности, наносит непоправимый вред экологии. Экодизайн — выбор сознательных людей, понимающих свою ответственность за состояние планеты.

    Это не дань моде, а необходимость, остро стоящая перед всем человечеством уже сегодня.

    Виктория Романова, Россия, Москва

    Здесь может быть Ваша реклама!

    Источник: https://vlv-mag.com/rubriki/ekologiya/ekodizajn-sovremennyie-tendenczii

    Экодизайн

    Экодизайн в интерьере является отражением того, что человек стремиться приблизить свое существование к естественным природным условиям. Такой подходит к дизайну помогут создать натуральный интерьер, где человек сможет ощущать единение с природой, вносить свой вклад в гармонию окружающего мира и просто отдыхать от суеты.

    Концепция экологического дизайна дома или квартиры подчеркивает желанием хозяев ценить и беречь то, что дает человеку окружающей мир. Поэтому экодизайн – это не просто направление в дизайне интерьера, а целая философия. Философия направлена на протест против истощения природных ресурсов, поддержку экологической безопасности и чистоты.

    В чем суть экодизайна

    С каждым годом развитие экологической архитектуры и дизайна набирает большие обороты. Проведено много исследования, которые доказали связь физического и психического здоровья человека с тем, как он воспринимает окружающее пространство.

    Появление экодизайна первоначально было связано с резким ухудшением качества окружающей среды. Это был ответ на кризис излишнего потребления ресурсов. Современное общество по-прежнему остается обществом потребления.

    Старые вещи в квартире обрастают своей историей, их жалко выкидывать. Новые вещи и предметы интерьера постоянно появляются.

    В итоге пространство для жилья получается загроможденным и человек в нем чувствует себя не комфортно.

    Концепция экодизайна заключается в том, что из наших квартир, домов и даже офисов надо убрать все лишнее, упростить быт и восстановить связи с природой. В рамках такого подхода на первое место выходит не совершенство формы и функции, а именно сокращение избыточного количества продуктов и вещей, которые окружают человека.

    Каковы общие принципы экодизайна

    Данный интерьерный стиль акцентирует внимание на защите окружающей среды, на удобном и гармоничном существовании человека в этой среде.

    Красота и функциональность предмета интерьера в экодизайне несут важный, но добавочный характер. Учитываются характеристики материалов, применяемых в строительстве и отделке помещения.

    Важны также условия изготовления, использования и утилизации этих материалов.

    Конечно, при создании экологического дизайна хозяева стараются выбирать только экологически чистые материалы, а также применимые в обычной жизни способы добычи энергии. Дополнительно дома могут иметь ветряные или солнечные генераторы.

    Основные требования, которые стоят перед архитектором и дизайнером дома в экостиле:

    • безопасность в использовании материалов;
    • они не причиняют вред здоровью;
    • материалы помогают заказчику экономить денежные средства в будущем, при эксплуатации помещения;
    • шумы, выбросы, излучения и вибрации сведены к минимуму;
    • простота, безопасность утилизации;
    • приветствуется повторное использование материалов, но с минимальным ущербом для экологической ситуации.

    Вся полученная информация помогает выделить основные принципы экодизайна. Прежде всего, речь идет об экономии ресурсов при проектировании, изготовлении и утилизации. Важно также происхождение материалов. В расчет всегда берется защита окружающей среды производителем, а также соблюдение гуманных отношений к животным.

    Обязательные составляющие экодизайна

    В помещении, для которого выбран данный стиль интерьера, должно быть много естественного света и простора. Поэтому важно максимально освободить пространство от лишних вещей. При создании источников искусственного освещения надо отказаться от сложных комбинаций и использовать только простые формы, силуэты, предметы декора.

    В описываемом стиле приветствуются большие панорамные окна, а если нет возможности их установить, можно воспользоваться имитацией. Также отлично в интерьер впишутся аквариумы, живые растения.

    Материалы

    Правильные материалы – это вторая важная составляющая экодизайна. Об этом много говорилось выше в этой статье. Еще раз стоит подчеркнуть, что все материалы должны быть по максимум экологичными и натуральными. К наиболее распространенным материалам экостиля относится:

    • дерево;
    • камень;
    • стекло;
    • бамбук;
    • пробка;
    • шелк, лен, хлопок;
    • ротанг;
    • искусственный ротанг.

    Также важна безопасность изделий, включая предметы мебели. Для человека они должны быть совершенно безопасными. Не допускается никакого испарения или излучения, вибраций.

    Экодизайн – это не просто еще один стиль интерьера, это целая философия. Если решено воспользоваться идеями такого стиля, то надо обязательно обращать внимание не только на внешнюю красоту, форму и функциональность, но также на множество других маленьких, но важных нюансов.

    Единение с природой помогает человеку быстро восстанавливать силу и возвращает первоначальную гармонию. Экодизайн помогает даже в обычной городской квартире добиться натуральности и максимальной связи с природой. Это взаимовыгодная связь, которая приносит только пользу.

    Источник: https://moiinterier.com/ekodizajn

    Что такое экологический дизайн?

    А Вы знаете, что такое экологический дизайн?

    Экологический дизайн

    Что такое экологический дизайн?

    Экологический дизайн часто путают с экодизайном, также известным как зеленый дизайн, но оба они не совпадают.

    Экодизайн является одним из аспектов этой дисциплины и учитывает проблемы устойчивости, но экологический дизайн — это гораздо более широкая область, которая предполагает учет окружающей среды при планировании дизайна.

    В случае успеха это синергия между зданием, ландшафтом или даже продуктом и его окружением в интересах обоих.

    Хотя само движение впервые появилось на свет в 1940-х годах, экологический дизайн не является чем-то новым. Древние греки строили дома, выходящие на юг, которые держали их прохладнее летом и теплее зимой из-за сезонной ориентации солнца.

    Римляне продолжали эту практику и начали класть стекла в окна, чтобы позволить свету, не позволяя избежать тепла, что превратилось в создание теплиц для выращивания экзотических растений из более теплого климата.

    Различные культуры в это время также создали солнечные панели из изогнутых листов металла, которые могли захватывать тепло солнца и превращать его в полезное тепло для приготовления пищи, купания и домашнего комфорта.

    Экологический дизайн.

    Современный экологический дизайн по-прежнему использует множество концепций, переданных от древних, и новые технологии и идеи постоянно развиваются.

    Различные энергетические кризисы за эти годы заставили архитекторов и планировщиков города планировать здания вокруг относительного местоположения солнца и других природных образований, таких как деревья, горы и водоемы, в попытках повысить энергоэффективность.

    Окна ориентированы таким образом, чтобы обеспечить максимальное проникновение солнечного света зимой и минимум летом, чтобы снизить затраты на климат-контроль. Большие здания в теплом климате построены с каменными полами, чтобы помочь в охлаждении, и часто имеют жалюзи окон, которые позволяют свету проникать косвенно, сохраняя тепло снаружи.

    Эта дисциплина относится и к наружному дизайну.

    Ответственные ландшафтные дизайнеры будут использовать растения, родные в этом регионе, чтобы избежать вторжения в иностранные виды, а пустынные сады, вероятно, будут ксерокопированы, используя кактус в скальных и галечных кроватях, чтобы устранить необходимость орошения.

    Тонкие изгороди под окнами удерживают взломы, а большие тени деревьев вне больших окон уменьшают потребности в энергии. Наружное освещение может легко содержать небольшую солнечную панель, которая будет накапливать достаточную энергию в дневное время, чтобы заряжать ее всю ночь без использования электричества.

    Экологический дизайн — движение впервые появилось на свет в 1940-х годах.

    В 1998 году Совет по экологическому строительству Соединенных Штатов Америки приступил к сертификации системы управления в области энергетики и экологического проектирования (LEED®) для признания зданий с устойчивой архитектурой.

    Эти здания часто включают солнечную энергию, энергию ветра и даже геотермальную энергию для создания состояния с нулевым уровнем выбросов, причем само здание производит всю энергию, в которой он должен работать.

    Самые эффективные из них на самом деле производят больше энергии, чем им нужно, которые затем продают электрическим компаниям для использования потребителями.

    В корне экологический дизайн не обязательно связан с новыми технологиями, хотя последние достижения значительно расширили поле. Речь идет об использовании того, что уже существует, вместо того, чтобы снести и выровнять строительную площадку, например.

    Большие здания могут быть построены с каменными полами для охлаждения в теплом климате.Ландшафтные растения должны использовать растения, относящиеся к их конкретному региону, чтобы избежать инвазии чужеродных видов.Большие тени деревьев могут помочь уменьшить потребности в энергии дома.Солнечные панели, которые захватывают солнечные лучи, могут использоваться для включения солнечной энергии в конструкцию здания.Экологический дизайн включает элементы, которые минимизируют потребление энергии в здании.

    Источник: http://voltstab.ru/news/chto-takoe-ekologicheskij-dizajn/

    Что такое экологический дизайн? в фото

    Что такое экологический дизайн? в фотографиях.

    Кажется, люди старались убежать от природы как можно дальше только затем, чтобы снова вернуться к ней.

    Число поклонников естественности и натуральности во всем — питании, косметике, одежде и интерьере — растет с каждым днем.

    Все популярнее становится экологический дизайн — в этом стиле оформляют частные дома и квартиры, кафе и рестораны, галереи и торгово-офисные комплексы.

    Впрочем, стилем экодизайн можно назвать весьма условно; в первую очередь, это концепция — образ мышления, определяющий образ жизни. Бережное, уважительное отношение к природе, рациональное использование всех ресурсов, в том числе, пространства — без этого создать по-настоящему экологичный дизайн невозможно.

    Для строительства дома или отделки квартиры в эко-стиле применяются натуральные материалы: в первую очередь, дерево и камень. Глина может присутствовать в интерьере как в виде штукатурки, так и в виде керамической плитки, которой выложен пол или стена (например, в кухне).

    Мебель изготавливается из дерева, ее обивка (а также шторы) – из шерсти или хлопка, льна или шелка. Для наполнения матраса кровати или подушек дивана можно использовать пух, водоросли и другие волокна — например, любителям японской культуры подойдет мат из рисовой соломы.

    Экологический дизайн хорошо сочетается с теми стилями, в основе которых лежит близость к природе — такими, как кантри или тосканский.

    Натуральные материалы обычно имеют приглушенные, сдержанные цвета. Это и определяет гамму интерьера: желтовато-бежевый, зеленый, коричневый, серый, терракотовый, розовый, белый — вот его основные оттенки. Если такой интерьер кажется вам слишком тусклым и вы хотите добавить ему красок, разведите в доме комнатные растения, которые цветут ярко и постоянно (или, по крайней мере, подолгу).

    Изделия из стекла и фарфора также применимы в экодизайне, однако они словно несут на себе отпечаток старины: на них нет рисунков-принтов, выполненных химическими красителями, их простая форма наводит на мысль о ручной работе. В экологический дизайн также хорошо вписывается керамическая и деревянная посуда.

    Читайте также:  Какого цвета шторы подойдут к розовым обоям

    Металл в экодизайне используется ограниченно — матовый, неяркий (бронза, латунь, мельхиор). Никелированные или хромированные светильники (дверные ручки, другие аксессуары или фурнитура) будут резко контрастировать с остальной обстановкой. Однако кованая мебель вполне допустима.

    Основное требование к организации пространства — эргономичность. Дом в эко-стиле — это просторное жилище с продуманной планировкой, где есть все, что нужно и в то же время нет ничего лишнего — в точности, как в природе.

    Обзор Что такое экологический дизайн? .

    Источник: http://stroitelstvo21.ru/obzor/19322-chto-takoe-ekologicheskij-dizajn.html

    О проблемах становления экологического дизайна в россии

    Сыропятова М. В. О проблемах становления экологического дизайна в россии // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 553-555. — URL https://moluch.ru/archive/139/39116/ (дата обращения: 21.10.2018).

    

    В статье рассмотрены основные проблемы экологии, возникающие из-за неконтролируемого потребления ресурсов, характерные черты эко-дизайна в аспекте производства одежды, становление и развитие экологического дизайна, а также проблемы, возникающие при внедрении эко-дизайна одежды на российский рынок.

    Ключевые слова: экология, эко-дизайн, эко-стиль, потребитель, рынок

    В индустрии моды в последнее время особо актуальной стала тема экологии.

    Этой тематике выделено целое направление, которое имеет социальную и экологическую пользу, и называют его «эко-мода» («этичная мода», «зелёная мода», «sustainablefashion»).

    Развитие экодизайна сегодня становится потребностью для многих людей, поскольку существует чрезвычайно высокая взаимосвязь между гармонией внутреннего состояния человека и визуально воспринимаемым окружающим миром.

    Начальной точкой развития экологического дизайна стало резкое ухудшение окружающей среды.

    Однако в первую очередь к методам и принципам экодизайна общество обратилось, чтобы решить проблему неконтролируемого потребления ресурсов, которая возникла по причине быстрой смены модных тенденций в современном мире. Общество, следуя за течением моды, окружает себя ненужными вещами.

    Все это ведет к глобальной экологической проблеме, связанной с неуемным потреблением ресурсов. Данному явлению был присвоен термин «Fast fashion» (с англ. «быстрая мода»), означающий кратковременную эксплуатацию вещей.

    Быстрая мода основывается на подходе к моде как к глобальной индустрии и разделению труда в мировой экономике, при котором фабрики и непосредственно само производство находятся в странах «третьего мира», а маркетинг и потребление происходит в основном в развитых странах [1].

    Для решения проблемы с неконтролируемым потреблением ресурсов, в первую очередь, нужно изменить отношение людей к такому явлению как «вещенизм» — желание иметь большое количество модных вещей, в которых они особо не нуждаются, но низкая стоимость позволяет покупать, не задумываясь об их надобности. Во-вторых, необходимо развивать экологически чистое производство, а также одно из относительно новых направлений индустрии — экодизайн.

    Экологический дизайн — один из наиболее актуальных современных проектно-художественных направлений в условиях экологического кризиса, который занимается проблемами экологии [2]. Экодизайн призван упростить наш быт, взяв пример с природы, сократить избыточное количество потребляемых вещей и пересмотреть материалы и технологию изготовления для их производства.

    Основными чертами экостиля являются:

     использование натуральных материалов;

     высокое качество изделия;

     высокая цена изделий;

     свободный крой одежды;

     минимум полимеров;

     естественные цвета и оттенки;

     натуральные украшения и обувь;

     hand-made.

    Основным подходом в экодизайне является производство качественной и долговечной продукции при помощи нетоксичных натуральных материалов, которые не будут приносить вред окружающей среде, использование переработанных материалов, что позволит максимально экономить природные ресурсы [3].

    Эко-стиль становится не только модным течением, но и определенной философией и идеологией, истоки возникновения которого уходят корнями в 70-е годы, когда появилось направление хиппи, установив новый постулат: натуральность — это и есть настоящая мода. Непринужденно они смогли создать новый мировой тренд в пользу здорового образа жизни и защиты окружающей среды. Мода, являясь ярким примером отражения социальных процессов жизни, не смогла не отразить новую тенденцию в дизайне.

    Первопроходцем в изготовлении зеленых коллекций принято считать Линду Лаудермилк (Linda Loudermilk), которая в 2002 году воплотила в жизнь целую экоколлекцию из натуральных материалов, традиционно не применявшихся до этого момента в изготовлении одежды — бамбук, водоросли и другие растительные компоненты.

    Линда Лаудермилк (Linda Loudermilk), являясь сторонником экостиля, категорически отвергает одежду из натуральных мехов. За Линдой последовали и другие дизайнеры, оставшиеся неравнодушные к новой тенденции. Бренд за брендом стали уделять большее внимание и место в своих коллекциях для экостиля.

    Все чаще на модных показах стали появляться коллекции с использованием таких материалов, как хлопок, лен, бамбук и конопля, которые выращены без использования пестицидов, а также с вторичным использованием материалов.

    После Линды Лаудермилк к природе в своих коллекциях стали ближе Стелла Маккартни, Виктория Бекхэм, Джорджио Армани, бренд «Найк», H&M, Zara, GAP, People Tree и многие другие торговые марки, специализирующиеся на производстве одежды из органических материалов без токсинов.

    Если в развитых странах экодизайн повсеместен, развит и ассоциируется в первую очередь с пониманием грамотного использования природных ресурсов, а также правильное и безопасное для окружающей среды обращение с отходами, то в России, как стране, следующей по пути развивающегося государства, тема экологии достаточно нова, но не менее популярна.

    Основной проблемой медленного развития экодизайна в России является отсутствие крупных производств натуральных материалов на территории страны. В связи с этим российским дизайнерам, приходится самим выезжать в зарубежные страны к производителям и самостоятельно приобретать материалы и осуществлять их поставку.

    Поэтому отечественная эко-одежда является дорогостоящей, а, следовательно, недоступна для большей части населения.

    Из-за малого спроса на эко-одежду среди российских потребителей, дизайнерам не удается создавать большие тиражи эко-коллекции, что могло бы поспособствовать снижению цен, как это делают крупные бренды за счет высоких тиражей.

    На отечественном рынке представлен скромный ассортимент одежды российских эко-брендов. Заинтересованный потребитель вынужден приобретать эко-одежду, эко-обувь в зарубежных онлайн-магазинах или в таких крупных масс-маркет сетях как Zara и H&M.

    Как видим, образуется замкнутый круг, который затрудняет широкое распространение эко-моды среди российских потребителей.

    Поэтому известных отечественных эко-дизайнеров так мало, что можно пересчитать по пальцам, а молодые дизайнеры в основном специализируются не на использовании органических материалов, а на более доступных материалах и искусственных мехах.

    Первым отечественным дизайнером, работающим в эко-стиле, считается Оля Глаголева — основатель и идейный вдохновитель эко-ориентированной марки GO, которая в основном специализируется на вторичной переработке сырья.

    Также среди российских эко-брендов можно отметить такие как: Norsoyan (основатель дизайнер-биохимик Людмила Норсоян, использует органическую окраску трикотажных полотен), Biryukov и Vika Gazinskaya (отказались от использования натурального меха), ТВОЕ (используют при переработке трикотажного полотна эко-технологию bio-polish, за счет чего материал приобретает более мягкую и прочную поверхность, поддерживают разработки, посвященные вторичной переработке материалов).

    Теме экология уделяется большое внимание во всем мире, так в России 2017 год признан годом экологии, что подтверждает наличие стремления к развитию и распространению во всех областях принципов экологии. И. А. Сосунова определяет следующие основные приоритетные проблемы, решение которых в перспективе определит реальную социально-технологическую эффективность российских работ в сфере экодизайна:

    1. Развитие теоретических основ экодизайна, как многофункциональной системы деятельности;
    2. Дополнение «психологизации» и «эргономизации» процедур экодизайна их «социологизацией», поскольку деятельность субъектов всех социальных взаимодействий, связанных с дизайном (в первую очередь, экодизайнер, заказчик, потребитель, соответствующие социальные слои и группы и т. д.) осуществляется в рамках конкретных институциональных взаимодействий и определенных культурных полей.
    3. Обобщение и анализ практического опыта на основе неразрывности теоретических и эмпирических аспектов экодизайна.
    4. Совершенствование научно-организационной модели отечественного экодизайна, что предполагает укрепление роли головных научно-исследовательских центров, оптимизацию использования их потенциала, нахождение оптимальных форм организации профессионального сообщества, повышение эффективности информационного взаимодействия производителей и потребителей услуг в сфере экодизайна и т. д.
    5. Обеспечение подготовки квалифицированных специалистов в сфере экодизайна.
    6. Стимулирование внедрения достижений отечественного экодизайна в практику экономического развития и т. п., для чего представляется целесообразным доработка действующих и введение новых стандартов и технических регламентов, ориентированных на использование потенциала экодизайна; предоставление целевых льгот предприятиям и организациям в связи с выполнением ими работ в сфере экодизайна и т. д. [4].

    Таким образом, решение установленных проблем будет поспособствовать развитию и повсеместному распространению экодизайна в российском обществе, изменению отношения людей к использованию природных ресурсов, пониманию важного значения для окружающей среды правильного и безопасного обращения с отходами. Экологически образованное общество — одно из важнейших условий для позиционирования России, как развитой страны.

    Литература:

    Источник: https://moluch.ru/archive/139/39116/

    Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования – часть 2

    В практике дизайна также наметился сдвиг в сторону «экологизации» проектно-производственной деятельности (эта тенденция отражена в работах М. Сууроненена, П. Мэрдока, Ф. О` Генри и других).

    Субкультуры тех лет, хиппи и первые «зеленые» группы также заложили основы современного понимания экологического проектирования.

    Экологические проекты, затрагивающие социальные аспекты; попытки регуляции потребления, исследование психологического воздействия предмета на человека – все это также часть «программы» экологически ориентированных субкультур 1970-х. В теорию социальной экологии внесли свой вклад такие теоретики, как Р.

    Карсон, раскрывшая проблему влияния цивилизации на дикую природу, С. Бранд, осуществивший практическое издание по экологическому потреблению, а также П. Элрих, Б. Фуллер и другие.

    Пятый параграф, озаглавленный «Развитие современного экологического движения в Европе и Америке с 1980-х гг. по настоящее время. Целостные программы “устойчивого развития”», посвящен современному этапу развития экологического дизайна.

    В эти годы начали формироваться целостные проектные экологические системы, которые включали законодательные директивы, акты, регулирующие работу в рамках предприятий и т. д.

    Мы видим не концепции отдельных дизайнеров или проектных групп, но возникновение крупных программ, которые выходят за пределы предприятия, города и даже страны.

    В 1971 году «Европейским экологическим агентством» было принято соглашение о межнациональной политике в области экологии. В 1992 году на саммите в Рио-де-Жанейро были поставлены вопросы о решении экологических проблем в рамках мирового сообщества.

    В 1988 году Д. Эллингтон и Д. Хайлес написали книгу «Проводник зеленого потребителя», где подняли вопрос экологии в рамках отдельно взятой семьи. В Европе «экологически чистым продуктам» отдает предпочтение большинство населения. Натуральные или обладающие природными чертами материалы, мягкие природные формы, естественные фактуры и т. д.

    становятся значимыми для потребителя деталями. Все больше компаний переходит на производство энергосберегающих приборов, либо товаров, имеющих черты «зеленого» продукта. Продукция, предусматривающая возможность ее рециркулятивной переработки, особенно ценится производителями.

    Компании Филипс, Мицубиси, Хонда, Фиат, Даймлер-Крайслер создают энерго – и ресурсосберегающие модели. Особенную популярность приобрели «массовые проекты», такие как городской велосипед «Windcheetan» и его модификация «The pickup», для доставки почты.

    К крупным эколого-социальным проектам относится движение «Solar cooker», возникшее в 1982 году, когда простое устройство стало целой стратегией развития для стран Африки. Экологическое движение, связанное с экономией материалов и энергии, своими работами поддержали дизайнеры Р. Арад, Т. Диксон, С. Хэйгарт, М. Янг, Й. Бэй.

    Архитектурные концепции также тесно сплелись с промышленным дизайном. Э. Амбаш, Ф. Хундертвассер, Т. Андо, Р. Пиано создают проекты, учитывающие не только «экологию природы», но и «экологию человека», его психологические потребности, первоочередные нужды.

    Читайте также:  Как установить двери в комнату своими руками: инструменты, схемы, процесс (видео)

    В круг экологических понятий входит термин, предложенный В. Папанеком: «design for needs» («дизайн, обеспечивающий действительные потребности»).

    Такое проектирование призвано решать проблемы голода, войн, отсутствия медицинской помощи, неравных прав, безграмотности населения.

    Социальные проблемы, наряду с прямым техногенным воздействием на окружающую среду, признаются одной из основных причин экологических бедствий.

    Так, проектирование и производство продуктов, позволяющих при минимальных затратах ресурсов и энергии обеспечить людей самым необходимым – медицинской помощью, продуктами питания и возможностью получать доступное образование – является сферой проектирования, опосредованно поддерживающей развитие земной цивилизации в безопасном русле, сохраняя ее ресурсы и природные богатства.

    Рассмотрев основные вехи и наиболее заметные события в истории экологического проектирования, мы выявили его динамику, и стало очевидным наличие «волнового» характера развития экологической мысли в дизайне.

    Итак, вводится следующая периодизация:

    I период (1860-1910-е гг.) – начало развития экологического направления. Его истоки – в практическом воплощении теоретических исследований Морриса и Рескина, работы которых стали ответом на стремительное развитие промышленности в крупных индустриальных центрах. Завершение этого периода – поздний модерн с его «романтическим функционализмом» 1910-х гг.

    II период (1920-1950-е гг.) – время функционализма, экономической целесообразности и универсальности. Поворот к утилитарности связан с принятием «индустрии» как неизбежного пути развития общества, поиском путей адаптации «нового» предметного мира к человеческим потребностям.

    III период (1960–1970-е гг.) – возникновение экологических движений, создание «утопий» и «новых концепций» зеленого дизайна, которые существенно повлияли на развитие экологической мысли. Этот процесс можно охарактеризовать как социально-экологический переворот, выразившийся в появлении общественных движений, а в дизайне – в радикальных формах новых проектных решений.

    IV период (1980-2000-е гг.) – появление общественных программ по устойчивому развитию, формирование современного взгляда на экологические проблемы и целостного подхода к экологической стабильности в мире.

    Глава II Экологический дизайн как форма взаимодействия человека и природы

    В настоящей главе рассматриваются структура и рамки экологического дизайна, исследуются формы его проявления, создаются терминологическая база и понятийный аппарат.

    Также формируется научный инструментарий, который не только позволяет составить представление об экологическом дизайне как отдельном виде проектной деятельности, но и служит базой для теоретической и практической работы в этой сфере.

    Первый параграф «Терминология в исследовании экологического фактора» содержит анализ экологических понятий и терминологию в области данного вида проектной деятельности, структурируется система адекватных понятий.

    В настоящей работе предложено следующее определение экологического дизайна:

    Экологический дизайн – это вид проектной деятельности, направленной на создание объектов предметного мира, решающий первоочередные для человека задачи и имеющий целью достижение гармоничного равновесия во взаимодействии человека и природы.

    Во втором параграфе «Анализ общих закономерностей проявления экологического фактора в объектах дизайна» структура экологического дизайна рассматривается как «реакция» на природные изменения (в рамках исследования реакция понимается как Действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на какое-либо воздействие).

    Объекты дизайна изучаются как продукт, созданный под воздействием конкретных экологических факторов, очевидных и скрытых, прослеживается связь между природными изменениями и объектами предметного мира. Определяется влияние физического, психосоциального и смешанного фактора на проектируемые объекты.

    Физический фактор технологические и структурные изменения в объекте дизайна, обусловленные использованием экологически адекватных материалов, энергосберегающих технологий и структурных изменений, связанных с модернизацией формы для удобства сборки, переработки или транспортировки.

    В данной системе человек, благодаря экологическим технологиям и стратегиям, восполняет или сохраняет утраченные природные ценности, при этом получая блага не через объект дизайна, а опосредованно через природу.

    Мы видим схему, которую можно отобразить следующим образом: природа (регрессирующая) – дизайн – природа (регенерируемая) – человек.

    Психосоциальный факторизменения формы и качеств объекта под влиянием требований, продиктованных «человеческой природой».

    Человек, являясь частью природного окружения, остро чувствует деструктивные изменения, происходящие в ней. Через предметную деятельность человек формирует комфортную ему среду, переносит природные образы на объекты дизайна и архитектуры.

    Данные процессы можно выразить в схеме: природа (регрессирующая) – дизайн – человек.

    Смешанный фактор слияние двух вышеописанных факторов, проявляющихся в форме и структуре изделий. Технологические изменения неизбежно отражаются на формообразовании того или иного объекта. Невозможно учитывать лишь инженерно-техническую сторону вопроса, предмет изменяется, развивается, обеспечивая все больший круг потребностей, как технических, так и психологических.

    Исходя из положения об экологическом дизайне как реакционной деятельности, ставится вопрос, как происходит эта реакция, каковы ее механизмы, существует ли динамика временного развития. Исследуя примеры развития предметного мира в связи с природными изменениями, выявлены следующие этапы этого процесса.

    Нулевая ступень – момент накопления информации об изменении природной среды.

    Первая ступень – реакционная деятельность, носящая неосознанный характер, направленная на изменение визуальной среды.

    Вторая ступень – осознание производителями и дизайнерами психологических потребностей потребителя.

    Третья ступень – понимание причин и опасностей экологической деградации. На этом этапе задействуются механизмы, влияющие на законодательные структуры. Результатом является создание актов, регулирующих производственные процессы.

    Четвертая ступень – это качественно новый уровень, на котором новые подходы замещают отжившие. Речь идет не о «сокращении выбросов», а о пересмотре принципов; наряду с технологическими нововведениями выстраиваются новые схемы отношений производителя и потребителя.

    Пятая ступень – формирование общественных институтов, благодаря осознанию действительных жизненно важных потребностей. Здесь можно говорить о некоем проявлении «глобального дизайна», что не подразумевает достижение локальных эстетических, технологических или гуманитарных задач, но сами эти «задачи» становятся производными от глобальной цели – сохранении жизни на Земле.

    В третьем параграфе «Классификация проявлений экологического дизайна», исследуются способы проектирования, направленные на создание стабильных человеко-средовых отношений.

    Для более удобной систематизации все процессы разделяются на отдельные фазы: предпроизводственная, производственная, транспортная, эксплуатационная и постэксплуатационная. В рамках заданных пяти фаз рассматриваются и систематизируются экологически целесообразные приемы.

    Данные приводятся в виде таблиц, в которых обозначены наиболее заметные принципы экологического проектирования, например, использование биологически-разлагаемых, восстанавливаемых и вторичных материалов, а также такие свойства продукта, как модульность сборки, возможность многократной переработки и т. д.

    Кроме того, в таблицах рассмотрена психологическая и социальная сторона экологического дизайна, обозначены принципы формирования комфортной человеку предметной среды.

    Данные, приведенные в таблицах, были взяты из различных источников, включая международные законодательные акты по экологии, отчеты ООН и других организаций; осуществлена попытка структурировать разрозненную информацию, определить пути достижения экологической стабилизации.

    Таблицы являются главным методологическим инструментом и одной из задач данной работы. Именно таблицы могут быть использованы при создании проектов в учебной и производственной практике.

    Четвертый параграф «Принципы формообразования (выявление экологических факторов, влияющих на формообразование объектов дизайна)» является продолжением сводных таблиц. Здесь рассмотрена аналитическая схема, дающая возможность на основе формальных качеств предмета сделать вывод о характере экологических факторов, влияющих на него.

    В тексте приводятся примеры современного дизайна, взятые произвольно и рассмотренные в свете выше обозначенного метода: стеллаж «Es», производимый немецкой фирмой «Moorman Mobel», радио «Freeplay FP2» фирмы «Freeplay energy Europe», автомобиль «TH! NK City», разработанный и производимый «TN! NK Nordic ASFord, Norway».

    Следуя предложенной схеме и исходя из технического описания объектов, а также используя комментарии, опубликованные компаниями-производителями, стало возможным определить их характеристики как «экологически адекватных объектов» и понять их связь с природными изменениями, произошедшими в результате человеческой деятельности. Данные связаны с пунктами сводных таблиц, а параграф является иллюстрацией метода, позволяющего выявить экологические качества объекта дизайна.

    В работе не только доказано наличие экологической целесообразности у данных объектов, но и наглядно рассмотрены связи формы и технологических особенностей предмета с их причинами – негативными экологическими изменениями.

    В данном случае исследование шло от изучения объекта материальной культуры к изучению проявленного в нем действия экологического фактора, далее – к причине: экологическому фактору. В проектной же деятельности процесс является «зеркальным»: от исследования экологического фактора – к решению задачи и проектированию объекта, адекватного поставленной экологической задаче.

    Глава III. Перспективы развития экологического направления в дизайне

    Данная глава посвящена исследованию динамики развития экологического дизайна в современном мире. Обозначив вектор развития названного явления, можно предугадать перспективы, новые формы и методы дизайнерской деятельности, обусловленные экологической направленностью.

    Первый параграф «Экологическая составляющая в современной проектной практике» иллюстрирует наличие кризиса в современной проектно-производственной системе. Крайняя коммерциализация промышленности, с одной стороны, и феномен сверхпотребления, с другой, создали порочный круг.

    Ориентиры в проектном творчестве во многом сбиты в сторону удовлетворения «сверхпотребностей», оставляя без внимания действительные нужды большей части общества.

    Система, построенная на безграничной свободе потребителя и производителя, привела к хаосу проектной культуры во всех ее проявлениях.

    В течение длительного периода времени экономический рост был приоритетным показателем относительно гуманитарных проблем и вопросов экологии, ныне Россия, как и весь мир, переживает этап осознания экологических угроз.

    Программы по «устойчивому развитию» начинают играть значимую роль и в рамках отдельных государств, и на уровне мирового сообщества.

    Можно говорить не только о техническом переходе к экологически адекватным технологиям, но и о постепенном изменении общественного сознания в сторону гуманистических ценностных ориентиров.

    Заключительный параграф третьей главы – «Перспективы развития экологического дизайна в России и за рубежом».

    Изучив динамику процессов, затрагивающих экологическое проектирование, можно с уверенностью сказать, что экологический дизайн будет развиваться и со временем в тех или иных формах войдет в структуру большинства сфер художественно-проектной деятельности.

    Как отмечено выше, в лучшем случае это будет связано с осознанием экологической угрозы, в худшем – с негативными природными изменениями или техногенными катастрофами.

    С переходом на новые энергоносители дизайн ожидают перемены, соизмеримые с теми, которые произошли в середине XX века, когда новые технологии изменили образ предметной среды.

    Наряду с этим, экологический дизайн, скорее всего, будет оперировать накопленным багажом знаний о традиционной предметной культуре. В будущем могут быть использованы исторически сложившиеся приемы строительства; традиционные виды прикладного искусства интегрируются в новые формы предметного творчества.

    Приемы визуальной, тактильной, аудио коммуникации человека с природной средой, характерные для народного творчества, переживут новый подъем.

    Природное формо – и структурообразование будет оперировать более тонкими эмоциональными категориями, большее значение в объектах дизайна и архитектуре приобретет «антропометричность» фактур, цвета, соотношений масс и объемов.

    Экологический дизайн проникнет не только в проектные мастерские и на производства, но станет (вероятно, под другим названием) частью всех общественных и политических процессов. Экология, в частности превентивная, будет нитью, связывающей интересы разных стран.

    Заключение

    Источник: https://pandia.ru/390486/

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Дизайн Дома
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector