Как выполняется пайка радиаторов из алюминия

Пайка алюминия паяльником и газовой горелкой

Существует распространенное убеждение, согласно которому невозможно паять или лудить алюминий (а также сплавы на его основе) не имея для этого спецоборудования.

В качестве аргумента приводится два фактора:

  1. при контакте с воздухом на поверхности алюминиевой детали образуется химически стойкая и тугоплавкая оксидная пленка (AL2O3), в результате чего создается препятствие для процесса лужения;
  2. процесс пайки существенно осложняется тем, что алюминий расплавляется при температуре 660°С (для сплавов это диапазон в пределах от 500 до 640°С). Помимо этого металл теряет прочность, когда в процессе нагрева его температура поднимается до 300°С (у сплавов до 250°С), что может вызвать нарушение устойчивости алюминиевых конструкций.

Учитывая приведенные выше факторы, осуществить пайку алюминия обычными средствами действительно невозможно. Решить проблему поможет применение сильнодействующих флюсов, в сочетании с использованием специальных припоев. Рассмотрим подробно эти материалы.

Припой

Обычно в качестве основы легкоплавкого припоя используются:  олово (Sn), свинец (Pb), кадмий (Cd), висмут (Bi) и цинк (Zn). Проблема в том, что алюминий в этих металлах практически не растворяется (за исключением цинка), что делает соединение ненадежным.

Применив флюс с высокой активностью и проведя должным образом обработку мест соединения, можно использовать припой на оловянно-свинцовой основе, но лучше отказаться о такого решения. Тем более, что паянное соединение на основе системы Sn-Pb обладает низкой устойчивостью к коррозии. Нанесение лакокрасочного покрытия на место пайки позволяет избавится от этого недостатка.

Для пайки алюминиевых деталей желательно использовать припой на основе кремния, меди, алюминия, серебра или цинка. Например 34A, который состоит из алюминия (66%), меди (28%) и кремния (6%), или более распространенный ЦОП-40 (Sn – 60%, Zn – 40%).

Припой отечественного производства – ЦОП-40

Заметим, что чем больше процентное содержание цинка  в составе припоя, тем прочнее будет соединение и выше его устойчивость к коррозии.

Высокотемпературным считается припой, состоящий из таких металлов, как медь, кремний и алюминий. Например, как упомянутый выше отечественный припой 34A, или его зарубежный аналог «Aluminium-13» , в котором содержится 87% алюминия и 13% кремния, что позволяет осуществлять пайку при температуре от 590 до 600°С.

«Aluminium-13» производства компании Chemet

Флюс

При выборе флюса необходимо учитывать, что не каждый из них может быть активным к алюминию. Мы можем порекомендовать использовать в таких целях продукцию отечественного производителя – Ф-59А, Ф-61А, Ф-64, они состоят из фторборатов аммония с добавлением триэтаноламина. Как правило, на пузырьке есть пометка – «для алюминия» или «для пайки алюминия».

Флюс отечественного производства

Для высокотемпературной пайки следует приобрести флюс, выпускаемы под маркой 34А. Он состоит из хлористого калия (50%), хлорида лития (32%), фторида натрия (10%) и хлористого цинка (8%). Такой состав наиболее оптимален, если производится высокотемпературная пайка.

Рекомендуемый флюс для паки при высокой температуре

Подготовка поверхности

Прежде чем начинать лужение, необходимо выполнить следующие действия:

  • обезжирить поверхность при помощи ацетона, бензина или любого другого растворителя;
  • удалить оксидную пленку с места, где будет производится пайка. Для зачистки используется наждачная бумага, абразивный круг или щетка с щетиной из стальной проволоки. В качестве альтернативы можно применить травление, но эта процедура не так сильно распространена в силу своей специфичности.

Следует учитывать, что полностью оксидную пленку удалить не получится, поскольку на очищенном месте моментально появляется новое образование. Поэтому зачистка производится не с целью полного удаления пленки, а для уменьшения ее толщины, чтобы упростить флюсу задачу.

Нагрев места пайки

Для пайки небольших деталей можно воспользоваться паяльником мощностью не менее 100Вт. Массивные предметы потребуют более мощного нагревательного инструмента.

Паяльник мощностью 300 Вт

Наиболее оптимальный вариант для нагрева – использование газовой горелки или паяльной лампы.

Простая газовая горелка

При использования горелки в качестве нагревательного инструмента следует учесть следующие нюансы:

  • нельзя перегревать основной металл, поскольку он может расплавиться. Поэтому в процессе необходимо регулярно контролировать температуру. Делать это можно, касаясь припоем нагреваемого элемента. Расплавление припоя даст знать, что достигнута необходимая температура;
  • не следует использовать кислород для обогащения газовой смеси, поскольку он способствует сильному окислению металлической поверхности.

Инструкция по пайке

Процесс пайки алюминиевых деталей не имеет  своих отличительных особенностей, он осуществляется также как со сталью или медью.

Алгоритм действий следующий:

  • обезжиривается и зачищается место пайки;
  • производится фиксация деталей в нужном положении;
  • нагревается место соединения;
  • прикасаются стержнем припоя (содержащим активный флюс) к месту соединения. Если используется безфлюсовый припой, то для разрушения пленки оксида наносится флюс, после чего трут твердым куском припоя по месту пайки.

Для разрушения пленки оксида алюминия также используется щетка со щетиной из стальной проволоки. При помощи этого простого инструмента производят растирание расплавленного припоя по алюминиевой поверхности.

Пайка алюминия – полная видео инструкция
https://www.youtube.com/watch?v=ESFInizLE9U

Что делать при отсутствии нужных материалов?

Когда нет возможности подготовить все необходимые для пайки материалы, можно использовать альтернативный способ, при котором применяется припой на оловянной  или оловянно-свинцовой основе. Что касается флюса, то он заменяется канифолью. Чтобы не образовывалась новая пленка оксида алюминия на месте старой, зачистка производится под слоем расплавленной канифоли.

Паяльник, помимо своего прямого назначения, будет использоваться как инструмент, разрушающий оксидную пленку. Для этого на его жало надевается специальный скребок. Увеличить результативность процесса можно, добавив в канифоль металлических опилок.

Процесс производится следующим образом:

  • нагретым луженым паяльником расплавляют канифоль в месте пайки;
  • когда канифоль полностью покрывает поверхность, начинают тереть об нее жалом паяльника. В результате этого металлические опилки и жало разрушают пленку оксида алюминия. Поскольку слой расплавленной канифоли не позволяет проникать воздуху к алюминиевой поверхности, на ней не образовывается оксидная пленка. По мере того, как производится разрушение пленки, будет происходить лужение детали;
  • когда процесс лужения завершен, детали соединяют и прогревают, пока не будет достигнута температура плавления припоя.

Необходимо предупредить, что процесс пайки алюминия без специальных материалов – довольно хлопотный процесс без гарантии успешного завершения. Поэтому лучше не тратить на такую работу свои силы и время, тем более, что качество и надежность такого соединения будут сомнительными.

Гораздо проще купить активный флюс и высокотемпературный припой, при помощи которых пайка алюминия даже в домашних условиях не вызовет затруднений.

Источник: https://www.asutpp.ru/pajka-alyuminiya.html

Пайка алюминия в домашних условиях – чем и как паять, флюсы, припои

Пайка алюминия, как справедливо считают многие специалисты, является достаточно сложным в выполнении технологическим процессом.

Между тем такое мнение можно считать верным лишь в отношении тех ситуаций, когда спаять изделия из алюминия пытаются, используя для этого припои и флюсы, которые применяются для соединения деталей из других металлов: меди, стали и др.

Если же используется специальный флюс для пайки алюминия, а также соответствующий припой, то данный технологический процесс не представляет особых сложностей.

Пайка алюминия с использованием пропановой горелки

Особенности процесса

Сложности, которые вызывает пайка алюминия при помощи традиционных припоев и флюсов, объясняются рядом факторов, преимущественно связанных с характеристиками данного металла.

Основным из таких факторов является наличие на поверхности деталей из алюминия оксидной пленки, которая отличается высокой температурой плавления и исключительной химической стойкостью.

Такая пленка при выполнении пайки препятствует соединению основного металла и материала припоя.

Подготовленные к пайке дюралевые детали

Сам алюминий, в отличие от оксидной пленки на его поверхности, обладает достаточно низкой температурой плавления: 660 градусов, что также осложняет технологический процесс выполнения пайки.

Такая характеристика алюминия приводит к тому, что при нагреве детали из него быстро теряют прочность, а при определенной температуре, находящейся в интервале 250–300 градусов, конструкции из данного металла начинают терять устойчивость.

Самый легкоплавкий компонент, который входит в состав наиболее распространенных алюминиевых сплавов, начинает плавиться уже в интервале температур 500–640 градусов, что может привести к перегреву и даже к расплавлению самих соединяемых деталей.

Основу большей части легкоплавких припоев, использующихся для пайки, составляют олово, кадмий, висмут и индий.

С этими элементами алюминий плохо вступает в соединения, что делает паяные соединения, полученные с их использованием, очень непрочными и ненадежными.

Хорошей взаимной растворимостью обладают алюминий и цинк, поэтому данный элемент при его использовании в припоях обеспечивает полученному соединению высокую прочность.

Характеристики флюсов для пайки мягкими припоями

Состав флюсов, применяемых для пайки алюминия

Используемые материалы

При выполнении пайки изделий из алюминия можно использовать припои оловянно-свинцовой группы, если тщательно очистить поверхность деталей и применять высокоактивные флюсы.

Соединения, полученные с их помощью, по причине плохой взаимной растворимости алюминия, олова и свинца отличаются невысокой надежностью, также они склонны к развитию коррозионных процессов.

Чтобы сделать подобные соединения более устойчивыми к коррозии, их необходимо покрывать специальными составами.

Припои, включающие в свой состав данные элементы, производят как отечественные, так и зарубежные компании.

Наиболее распространенными отечественными марками являются ЦОП40, содержащий в своем составе 40% цинка и 60% олова, и 34А, в составе которого содержится алюминий (66%), медь (28%) и кремний (6%).

Цинк, содержащийся в припое для пайки изделий из алюминия, определяет не только прочность полученного соединения, но и его коррозионную устойчивость.

Самую низкую температуру плавления из всех вышеперечисленных имеют оловянно-свинцовые припои. Наиболее высокотемпературными являются те, в составе которых содержится алюминий и кремний, а также материалы, содержащие алюминий вместе с медью и кремнием. К последним, в частности, относится припой популярной марки 34А, температура плавления которого находится в интервале 530–550 градусов.

Учитывая температуру плавления, применяют такие припои в тех случаях, когда соединить необходимо крупногабаритные детали из алюминия, в которых обеспечивается хороший теплоотвод, либо изделия, выполненные из алюминиевых сплавов, плавящихся при достаточно высоких температурах.

Но, конечно, максимальное удобство в работе демонстрируют низкотемпературные припои, одной из распространенных марок которых является HTS-2000.

Припой HTS-200 для спайки деталей из алюминия и цветных металлов

Технология пайки алюминия обязательно предполагает использование специального флюса, который необходим для того, чтобы улучшить соединяемость основного металла с материалом припоя. Именно поэтому подходить к выбору такого материала необходимо очень ответственно.

Особенно актуально это требование в тех случаях, когда детали из алюминия необходимо спаять при помощи оловянно-свинцового припоя. Состав флюсов содержит элементы, которые и формируют его активность по отношению к алюминию.

К таким элементам относятся: триэтаноламин, фторборат цинка, фторборат аммония и др.

Флюс Ф-64 для пайки легких сплавов без предварительной механической обработки поверхностей

Одним из наиболее популярных отечественных материалов является флюс марки Ф64. Популярность Ф64 обусловлена тем, что данный материал отличается повышенной активностью. Благодаря такому качеству выполнять пайку с флюсом Ф64 можно, даже не зачищая поверхность алюминиевых деталей от тугоплавкой оксидной пленки.

Из популярных высокотемпературных флюсов следует выделить материал марки 34А, в состав которого входит 50% хлорида калия, 32% хлорида лития, 10% фторида натрия и 8% хлорида цинка.

Подготовка деталей

Для получения качественного и надежного соединения недостаточно просто знать, как паять алюминий, важно также правильно подготовить поверхности соединяемых деталей к пайке. Заключается такая подготовка в обезжиривании поверхностей и удалении с них окисной пленки.

Удаление окисной пленки перед пайкой, которое также несложно выполнить своими руками, преимущественно совершается при помощи механической обработки, для чего можно использовать шлифовальную машинку, наждачную бумагу, металлическую щетку или сетку из нержавеющей проволоки. Значительно реже применяется химический способ удаления такой пленки, который подразумевает травление поверхности алюминиевых деталей при помощи кислотных растворов.

Зачистка поверхностей перед пайкой с помощью шлифовальной насадки на болгарку

Как известно, окисная пленка на поверхности алюминия образовывается практически моментально при ее контакте с окружающим воздухом. Такой процесс происходит и на зачищенной перед пайкой поверхности, но смысл выполнения зачистки состоит в том, что вновь образующаяся пленка значительно тоньше удаленной, поэтому флюсу будет гораздо легче с ней справиться.

Источники нагрева

В качестве элемента, при помощи которого выполняется прогрев габаритных соединяемых деталей из алюминия и расплавление припоя, преимущественно используется газовая горелка, работающая на пропане или бутане. Если вы решили спаять изделия из алюминия своими руками в условиях домашней мастерской, то можно использовать и обычную паяльную лампу.

Читайте также:  Подъемная кровать (шкаф-кровать): преимущества, особенности конструкции

Удобная в использовании газовая паяльная лампа

При выполнении нагрева необходимо очень внимательно следить за тем, чтобы не расплавились соединяемые детали. С этой целью к поверхности деталей как можно чаще прикасаются припоем, чтобы проконтролировать начало его плавления. Это и будет свидетельством того, что достигнута рабочая температура.

Нагревая детали и припой перед началом пайки, также необходимо следить за пламенем газовой горелки: смесь газа и кислорода, которая его формирует, должна быть сбалансированной.

Делать это необходимо по той причине, что сбалансированная газовая смесь активно нагревает металл, но не оказывает серьезного окислительного действия. О том, что газовая смесь сбалансирована, свидетельствует ярко-синий цвет пламени, которое имеет небольшой размер.

Если пламя горелки слишком маленькое по размеру и имеет бледно-голубой цвет, то это является свидетельством того, что в газовой смеси слишком много кислорода.

Технологические приемы пайки

Пайка деталей, выполненных из алюминия, по технологии выполнения практически ничем не отличается от процесса соединения изделий, изготовленных из других металлов.

Сначала соединяемые детали обезжириваются и тщательно зачищаются, после этого их выставляют в нужное положение относительно друг друга.

Затем на зону будущего соединения необходимо нанести флюс и начать ее прогрев вместе с припоем до рабочей температуры.

Процесс пайки деталей из алюминиевого сплава

При достижении рабочей температуры кончик припоя начнет плавиться, поэтому им необходимо постоянно прикасаться к поверхности деталей, контролируя процесс нагрева.

Пайка изделий из алюминия, для выполнения которой используется безфлюсовый припой, имеет свои особенности.

Заключаются они в том, что для того, чтобы проникновению припоя к поверхности детали не препятствовала окисная пленка, его кончиком необходимо совершать чиркающие движения по месту будущего соединения.

Таким образом нарушается целостность пленки, и припой беспрепятственно соединяется с основным металлом.

Посмотреть, как пайка выполняется практически, можно на обучающем видео.

Есть еще один технологический прием, позволяющий разрушить оксидную пленку в процессе пайки. Сделать это можно при помощи стержня из нержавеющей стали или металлической щетки, которыми водят по месту соединения и уже расплавленному припою.

Сфера применения процесса

Большое практическое значение имеет не только пайка алюминия в домашних условиях. Данную технологию также активно используют на ремонтных и производственных предприятиях. Применяя метод пайки, можно получать соединения, отличающиеся высокой прочностью, надежностью и эстетической привлекательностью.

При работе с тонким листовым алюминием пайка позволяет избежать деформацию материала

Большой популярностью данная технология пользуется при выполнении ремонтных работ с автотранспортными средствами, тракторами и мотоциклами. Объясняется такая популярность тем, что при пайке не происходит изменение структуры соединяемого металла, поэтому подобный способ соединения во многих случаях является даже более предпочтительным, чем сварка.

Практически безальтернативной пайка является тогда, когда необходимо восстановить герметичность алюминиевого радиатора или картера, отремонтировать изношенную или разрушенную деталь, изготовленную из алюминиевого сплава. Удобно и то, что сделать такой ремонт можно и своими руками, для этого не потребуется сложного и дорогостоящего оборудования.

Отремонтированный в домашних условиях автомобильный радиатор

Прогары, сколы и трещины, образовавшиеся в блоке цилиндров, изготовленном из алюминиевого сплава, также можно успешно отремонтировать при помощи пайки. Очень полезна данная технология в том случае, если необходимо восстановить изношенную внутреннюю резьбу.

При этом изношенное резьбовое отверстие заполняется расплавленным припоем, а затем в него вворачивается болт. После того как припой застынет, болт из отверстия выворачивается, а внутри него оказывается сформированная по необходимым параметрам резьба.

Такая несложная операция позволяет получить новую резьбу, которая по своим прочностным характеристикам ничем не уступает исходной.

Кроме этого, пайка успешно применяется для ремонта и восстановления герметичности труб, изготовленных из алюминия и сплавов данного металла. Такие трубы сейчас активно используются во многих технических устройствах.

При помощи пайки вы можете своими руками, не прибегая к дорогостоящим услугам квалифицированных специалистов, отремонтировать многие предметы из алюминия и его сплавов, использующиеся в быту: посуду, лестницы, различные детали интерьера, водосточные желоба, элементы сайдинга и др.

При помощи пайки можно не только ремонтировать, но и своими руками изготавливать любые конструкции из алюминия.

Использование подручных средств

Нередки ситуации, когда под рукой нет активного флюса и припоя, который специально предназначен для соединения деталей из алюминия, а спаять их необходимо срочно. В таких ситуациях можно выполнить пайку обычным припоем, состоящим из алюминия и олова или олова и свинца. В качестве флюса в данном случае можно использовать канифоль.

Оксидная пленка при использовании данного метода пайки разрушается под слоем канифоли, в которую можно дополнительно добавить металлические опилки.

Для ее разрушения применяется специальный паяльник со скребком, который необходимо предварительно залудить. Скребок наряду с опилками разрушает оксидную пленку на поверхности деталей, а канифоль не дает образоваться новой.

Кроме того, скребок-паяльник, перемещая расплавленный припой по месту будущего соединения, обеспечивает его лужение.

Источник: http://met-all.org/obrabotka/prochie/payka-alyuminiya.html

Как запаять алюминиевый радиатор в домашних условиях – чем отремонтировать: удалить окисление, заклеить дырку и устранить течь

Батареи из алюминия благодаря своим улучшенным характеристикам быстро пришли на смену своим чугунным собратьям. В зависимости от качества изготовления и условий эксплуатации со временем в них появляются трещины и дыры.

Существует несколько способов, как запаять алюминиевый радиатор в домашних условиях, не прибегая к услугам ремонтных мастерских и не тратя денег на его замену. Важно выбрать метод, наиболее подходящий для конкретного повреждения.

Особенности алюминиевых радиаторов

Алюминий занимает 3 место в мире по распространённости в земной коре. Среди других промышленных металлов он выделяется прочностью, небольшой массой и повышенной теплопроводностью. Высокую устойчивость к коррозии при контакте с окружающей средой обеспечивает оксидная плёнка.

Эти качества сделали алюминий незаменимым при изготовлении изделий с большой площадью и повышенной теплоотдачей. Хорошая пластичность материала расширяет дизайнерские и технологические границы при изготовлении радиаторов отопления. Учитывая, что секции алюминиевых батарей легко удалить или нарастить, их можно поместить в любую нишу и гармонично вписать в изысканный интерьер.

Алюминиевые отопительные батареи отлично впишутся в интерьер любой квартиры или частного дома

Обладая такими положительными качествами, как быстрая теплоотдача и привлекательный дизайн, алюминиевые радиаторы всё же имеют существенный недостаток — чувствительность к качеству воды и перепадам давления. Из-за этого на батареях часто образуются микротрещины и свищи, провоцирующие протекание жидкости в помещение.

При возникновении течи в батарее появляется необходимость заделки образовавшегося отверстия. Устранить проблему можно путём пайки или проклеивания повреждённого участка. Обычная пайка не подходит, так как защитная плёнка образуется моментально после зачистки обрабатываемого участка и препятствует надёжному соединению припоя с поверхностью радиатора.

Для того чтобы обойти оксидную плёнку алюминия, даже при ремонте такого отверстия, используют флюсы

Для эффективной пайки алюминиевых изделий применяют флюсы, которые обладают следующими качествами:

  • Компоненты, входящие в состав средства, растворяют оксидную плёнку и препятствуют её дальнейшему образованию;
  • Защищают место пайки от воздействия окружающей среды;
  • Не позволяют припою растекаться по поверхности, удерживая его только на обработанном участке;
  • Уменьшают натяжение пропаиваемой поверхности;
  • Способствуют равномерному распределению припоя по обработанной поверхности.

Флюсы изготавливают на основе:

  • Кадмия;
  • Цинка;
  • Висмута;
  • Комбинированных веществ;
  • Плавней (изготовленных в домашних условиях).

Промышленные флюсы дорогие, поэтому их часто приготавливают в домашних условиях.

Флюсы для алюминия имеют в своём составе органические и неорганические компоненты, позволяющие разрушать защитную плёнку на металле

Технология ремонта

Прежде чем приступить к ремонту, радиатор необходимо снять, разобрать, слить остатки воды и просушить.

Если место течи не установлено, то его легко определить при помощи автомобильного компрессора. На выходах батареи вкручивают заглушки, на одной из которых имеется ниппель.

Радиатор опускают в ванну с водой и закачивают в него воздух компрессором, создав небольшое давление. Через трещину пойдут пузырьки. Также можно полить поверхность радиатора водой с моющей жидкостью.

На месте свища также появятся пузырьки воздуха.

Перед началом проведения процедуры, радиатор демонтируют, промывают проточной водой и высушивают

Перед ремонтными процедурами необходимо подготовить поверхность. Проблемный участок при помощи металлической щётки очищают от грязи, удаляют краску и обрабатывают наждачной бумагой. В заключении подготовительных работ очищенную поверхность обезжиривают любым растворителем.

Пайка железно-канифольным флюсом

Для работ понадобятся:

  • Паяльник обычный (мощностью более 100 Вт);
  • Напильник;
  • Наждачная бумага;
  • Тигель керамический;
  • Горелка, паяльная лампа, газовая или электроплита;
  • Канифоль;
  • Железная стружка (как можно мельче);
  • Оловянно-свинцовый припой (П 150А, П 250А, П 350А, ПОС 60).

Качественный флюс, который способен паять даже автомобильные радиаторы, возможно изготовить в домашних условиях при помощи всего двух компонентов — канифоли и железных опилок

Работы проводят в следующей последовательности:

  1. Очищают повреждённый участок.
  2. Готовят флюс. Для этого тигель размещают на плите или разогревают с помощью паяльной лампы, горелки. В горячую ёмкость помещают 2 части канифоли и растапливают. Сюда же засыпают 1 часть металлических опилок. Полученный состав тщательно перемешивают и дают остыть.
  3. Предварительно очистив жало паяльника напильником от нагара, прогревают им повреждённое место. Флюс наносят на прогретую поверхность и распределяют по ней равномерным слоем.
  4. Здесь важно соблюдать технологию работ. Небольшое количество припоя паяльником помещают под слой флюса. Круговыми движениями лудят обрабатываемый участок. Металлическая стружка из флюса выступает в роли абразива, снимая оксидную плёнку, а канифоль препятствует дальнейшему окислению алюминиевой поверхности.
  5. Постепенно добавляя припой, заполняют им всю трещину.

Для ремонта больших повреждений используют самостоятельно приготовленный плавень. В его состав входят:

  • Хлористый калий — 56%;
  • Хлористый литий — 23%;
  • Криолит — 10%;
  • Натрий сернокислый — 4%;
  • Соль поваренная — 7%.

Последовательность работ:

  1. Ингредиенты по отдельности измельчают в ступке до порошкообразного состояния, затем тщательно перемешивают до получения однородного состава. Полученная смесь гигроскопичная и легко впитывает влагу, поэтому её сразу помещают в герметичную ёмкость. Хранят плавень в тёмном и сухом месте.
  2. Далее в тигле плавят оловянно-свинцовый припой и добавляют в него висмут из расчёта 5% от общей массы. Готовый состав можно приобрести в магазине в виде проволоки или прутков (ПОСВ-35, ПОСВ-50).
  3. Необходимое количество плавня доводят до жидкого состояния в тигле и наносят на предварительно прогретый паяльной лампой участок. Также горелкой можно расплавить порошок на месте.
  4. В плавень небольшими порциями добавляют припой и круговыми движениями равномерно распределяют его по всей поверхности, сначала залудив её, а затем постепенно запаивая повреждение.

Припой с низкой температурой плавления

В труднодоступных местах, где не представляется возможным применить пайку с использованием флюсов, можно воспользоваться припоем с низкой температурой плавления.

Место обработки подготавливают вышеописанным способом. Затем его прогревают газовой горелкой. После нагрева в пламя помещают пруток припоя и несколько раз проводят им по трещине, пока она полностью не затянется.

Проволочный припой можно эффективно использовать для пайки небольших отверстий

Последующая обработка запаянного участка высокотемпературным клеем для алюминия закупоривает оставшиеся микропоры и окончательно фиксирует припой на поверхности.

Пайка алюминиевого радиатора при помощи меди

Повреждённый участок перед пайкой можно покрыть слоем меди. Оловянно-свинцовый припой надёжно ложится на обмеднённую поверхность.

Для этого понадобятся:

  • Паяльник;
  • Наждачная бумага;
  • Батарейка;
  • Медная проволока диаметром 1 мм без изоляции;
  • Медный купорос (CuSO4);
  • Канифоль;
  • Припой.

Последовательность действий:

  1. Повреждённое место зачищают наждачкой.
  2. На очищенный участок наносят раствор медного купороса до образования большой капли.
  3. Положительный полюс батарейки прикладывают к радиатору. Отрицательный полюс соединяют с медной проволокой.
  4. Свободный конец проволоки опускают в купорос, не касаясь радиатора.
  5. На поверхности под раствором вскоре появится тонкий равномерный слой меди, осевшей из купороса.
  6. Участок промывают и высушивают, затем лудят и паяют обычным методом.

Также есть несколько способов, как устранить течь в алюминиевом радиаторе без припоев и флюсов. Рекомендуется их использовать, как временные, например в отопительный сезон. В неотапливаемый период лучше выделить время для более надёжного ремонта.

Эпоксидный клей

Этот метод применим в местах, где вокруг проблемного участка можно обмотать ткань.

Читайте также:  Что собой представляют вытяжные зонты?

Порядок действий:

  1. Место вокруг дефекта очищают от грязи и отошедшей краски при помощи шпателя, щётки по металлу и наждачной бумаги. Можно воспользоваться металлическим тросом, просунув его в нужное место и поочередно протягивая его за разные концы. На месте повреждения должен быть чистый металл. Затем участок обезжиривают растворителем и сушат.
  2. Стеклоткань или плотный материал разрезают на длинные узкие полосы.
  3. На повреждённый участок наносят слой клея.
  4. Ткань накладывают на клей и делают виток вокруг повреждения. Сделав полный оборот, ткань на месте обработанного участка проклеивают и ещё раз обматывают.
  5. Таким способом наносят 4-5 витков. На верхний слой ткани клей не наносится.
  6. Фиксируют намотанный слой проволокой или хомутом.

Даже самый дорогой тюбик эпоксидного клея обойдётся не более чем в 300 рублей

Время высыхания ткани зависит от температуры в помещении. При 20-25 градусах защита затвердевает через 2-3 часа.

Аналогично можно использовать суперцемент, только вместо стеклоткани берут обыкновенный бинт.

Холодная сварка

Этот способ отличается удобством и малым временем, необходимым на устранение дефекта.

Данный материал выпускают в виде одно- и двухкомпонентных составов цилиндрической формы.

По показателям пластичности клей «холодная сварка» схож с пластилином для лепки

Работы выполняют в следующей последовательности:

  1. Поверхность зачищают, обезжиривают и сушат.
  2. Отрезают необходимое количество однокомпонентной холодной сварки и разминают руками до состояния пластилина. Части двухкомпонентного продукта смешивают до получения однородной массы, липнущей к рукам.
  3. Сварку наносят на подготовленный участок, вдавливают в отверстие и затирают мокрым шпателем.
  4. Во время застывания следят, чтобы на поверхности состава не образовывались пузыри, через которые в дальнейшем будет вытекать вода. Если таковые появились, их удаляют тем же шпателем, вновь равномерно распределяя состав по обрабатываемому участку.
  5. Время застывания холодной сварки — 5-7 минут.
  6. На место склеивания для надёжности дополнительно накладывают хомут.

Видео: пайка алюминия

Проверка на герметичность

Качество ремонта можно проверить при помощи воздуха или воды, накачиваемых в радиатор под давлением. Воздушный способ ранее описан.

Водой под давлением проверить можно только во время отопительного сезона. Для этого с одной стороны батареи ставят заглушку, вторую через кран Маевского подключают к подаче. Немного открутив кран и байпас, заполняют радиатор водой. Для облегчения наблюдений под батареей размещают полосу белой бумаги.

Если через 10-15 минут бумага осталась сухой — течь устранена и радиатор можно подключать к общей системе.

Если нет возможности создать давление, то радиатор заполняют подкрашенной водой и оставляют на несколько часов. Обычно через 3-4 часа течь себя проявляет.

Меры предосторожности

Все работы по очистке и пайке алюминиевых батарей необходимо проводить на свежем воздухе или в помещении с принудительной вентиляцией. Пары, выделяемые при нагреве флюсов и припоя, могут вызвать головные боли и тошноту.

Чтоб избежать ожогов от расплавленного припоя и флюса, паяльные работы проводят в закрытой одежде из плотного материала, защитных очках и специальных перчатках.

Для безопасной пайки алюминиевых радиаторов рекомендуется воспользоваться спецодеждой, защитными очками и перчатками

При ухудшении самочувствия нужно срочно прекратить все работы и покинуть помещение.

При прогревании повреждённого участка газовой горелкой необходимо установить мощность пламени, достаточную только для нагрева. Превышение нормы грозит прожжённым радиатором.

https://www.youtube.com/watch?v=QfTqmtJvx5k

Если повреждение слишком большое и нет уверенности в положительном результате ремонта, лучше обратиться к специалистам ремонтной мастерской. В любом случае местный ремонт обойдётся дешевле покупки новой батареи.

Алюминиевые радиаторы имеют много преимуществ, среди которых основным является быстрые нагрев и остывание элементов. Кроме того, они пользуются повышенным спросом благодаря большому количеству дизайнерских решений. Но ремонт данного вида — батарей довольно трудоёмкая процедура и требует определённых навыков.

Источник: https://teplo.guru/radiatory/aluminievye/payka-alyuminievogo-radiatora.html

Пайка алюминиевых радиаторов – Пайка

Отправлено 09 Ноябрь 2012 15:36

Уважаемые подскажите чем и как паять радиаторы?

Отправлено 09 Ноябрь 2012 15:47

припой для пайки алюминия hts-2000 тема по припою ХТС.

Отправлено 24 Февраль 2013 13:05

это слишком кучеряво!!! вчера пробовал аргоном…..буду теперь им варить в режиме импульса -классная штука . не так страшен черт когда его малюют !!!!

Отправлено 25 Февраль 2013 06:44

Ещё как страшен, попробуй горелкой трубку вокруг доньи обварить и потом фото покажи.

МОЙ САЙТ сварка в ИРКУТСКЕ

Отправлено 25 Февраль 2013 12:50

я только начинающий а что такое доньи?

Отправлено 25 Февраль 2013 13:06

Вот та доска,к которой припаяны с одной стороны соты,а с другой бачек с патрубком.Разные толщины соты и доски,только пайка,намного технологичнее,особенно кастолином 192.

Отправлено 25 Февраль 2013 13:11

это припой кастолин 192? как им паять? может ссылка у Вас есть скиньте мне инфу пожалуйста

Отправлено 25 Февраль 2013 13:15

хорошо попробую только как будет убитый радиатор и фотку выложу,

Отправлено 25 Февраль 2013 13:32

Здесь где то есть фото и описание.Но повторюсь,припой текучий,пока пользую только два вида.Один в виде прутка 3мм с флюсом порошком внутри,другой полоска с канавкой,с флюсом в канавке.Паяю пропаново кислородной горелкой.

Место не требует особой зачистки,прогреваешь хорошо,почти до плавления,затем присаживаешь пруток кастолина и он растекается и заливает трещину.Единственное тяжело ловить температуру плавления соты,но при сноровке все получается.

Отправлено 25 Февраль 2013 17:15

Можешь не мучиться, всё равно ни одно сопло между трубок не пройдёт, только припоем и получается.

Прикрепленные изображения

МОЙ САЙТ сварка в ИРКУТСКЕ

Отправлено 25 Февраль 2013 20:26

а чего так скрыто чел же спросил какой припой могу ответить мне не жалко один 192 другой 196 оба кастолин

Отправлено 26 Февраль 2013 06:42

тоесть паяете горелкой? какой? и можно ли горелкой на пропане?

Отправлено 26 Февраль 2013 11:40

Ничего скрытого,все расписал как есть.

Отправлено 26 Февраль 2013 12:44

спасибо за информацию

Отправлено 26 Февраль 2013 13:53

Ацетиленовой Г2-4м. Можно и на пропане(мелочёвку), но на большие радиаторы мощности не хватает и паяет хуже.

МОЙ САЙТ сварка в ИРКУТСКЕ

Отправлено 26 Февраль 2013 22:34

поддерживаю

Отправлено 16 Март 2013 17:07

Пайка трубок тосольника, припой- пруток 4047.

Отправлено 11 Апрель 2013 15:05

[font=arial, verdana, tahoma, sans-serif]ремонт соты радиатора от [/font]Toyota[font=arial, verdana, tahoma, sans-serif][font=arial, verdana, tahoma, sans-serif] [/font][/font]Rav[font=arial, verdana, tahoma, sans-serif][font=arial, verdana, tahoma, sans-serif] [/font][/font]4.
Ток 5-10А присадка 4043 1.6

Прикрепленные изображения

Отправлено 12 Апрель 2013 19:49

Пайка интеркулера, припой ER-4047, и пайка радиатора 192 кастолин

Отправлено 12 Апрель 2013 20:02

Пытался варить радиатор интеркулера от вольво 2.4, хрен там. Присадка минимальная 2.4, китаёза мой низкие токи держит плохо, радиатор современный одноразовый – бачки пластмассовые. Решил заглушить две последние соты, они были пробиты. Обрезал их под бачок, начал заваривать. На середине нормально, а на концах не идёт проварить, слишком малый ток для угла, не плавит металл. Больше току даёшь – горит пластик бачков. В общем, плюнул, позвонил клиенту, сказал, что не восстанавливаемый, а сам домой заказывать присадку для пайки.
Кстати, нашол вроде недорого, 22 евра с доставкой вышло за 24 9″ прутков, могу поделиться продаваном: http://myworld.ebay….sid=p4340.l2559В Россию и на Украину доставляет, доставка недорогая.

Источник: http://WebSvarka.ru/talk/topic/2332-pajka-aliuminievykh-radiatorov/

Как паять алюминий в домашний условиях: припой для пайки, способы, особенности

Процедура пайки алюминиевых элементов в домашних условиях является весьма проблематичным процессом, который облегчается использованием специальных материалов.

Работа осложняется моментальным появлением на месте зачистки тонкой оксидной пленки, мешающей спайке. Дополнительную трудность создает сам материал, имеющий низкий температурный порог плавления (+660 °С).

Применяя припой для пайки алюминия, особые сильнодействующие флюсы и соблюдая технологию, можно самостоятельно паять практически любые предметы из алюминия.

Особенности и принципы пайки

Низкая температурная величина плавки металла затрудняет технологический процесс спаивания, а также ремонта изделий своими руками.

Детали очень быстро теряют при нагреве прочность, а конструкции снижают устойчивость при достижении температурой 300 градусов.

Легкоплавкие припои, состоящие из висмута, кадмия, индия, олова тяжело вступают в контакт с алюминием и не обеспечивают достаточную прочность. Отличная растворимость наблюдается у металла в сочетании с цинком, что придает спаянным местам высокую надежность.

Перед началом спаивания элементы из алюминия хорошо зачищаются от окислов, грязи. Для этого можно применять механическое воздействие при помощи щеток или же использовать специальные флюсы из сильнодействующего состава. Перед самой процедурой следует обязательно залудить обрабатываемые участки.

Оловянное покрытие защитит деталь от возникновения окислов. Чтобы надежно припаять алюминиевые изделия необходимо правильно подобрать нагревательный инструмент, учитывая объем обрабатываемого металла.

Помимо этого, надежность соединения зависит от того, какой выбран сплав, а также флюс для пайки алюминия.

Методы пайки

Спаивание алюминиевых изделий производится паяльником электрического типа, паяльной лампой или же газовой горелкой. Существую три способа спаивания разнообразных предметов из алюминия:

  • с канифолью;
  • с применением припоев;
  • электрохимический метод.

С канифолью

Этот вариант пайки алюминиевых предметов, проводов, кабелей применяется для деталей небольшого размера.

Для этого зачищенный участок электропровода покрывается канифолью и помещается на кусочек шлифовальной шкурки, имеющей среднюю зернистость. Сверху провод прижимается залуженным жалом нагретого паяльника.

Это действие проводится несколько раз, после чего выполняется сама процедура спаивания электропроводов. Можно применять канифольный раствор в диэтиловом эфире.

В таком случае конец паяльника не отнимается от залуживаемого конца, а сверху добавляется канифоль. Для соединения скруткой тонких алюминиевых проводов подойдет электропаяльник с мощностью порядка 50 Вт. При толщине алюминия около 1 мм необходим паяльник 100 Вт, а детали более 2 мм требуют предварительного прогрева места соединения.

С применением припоев

Данный метод наиболее распространен и применяется в электротехнике, при ремонте автомобильных деталей, а также прочих изделий. Перед тем как паять алюминий, проводится предварительное покрытие запаиваемого места сплавом и последующее соединение облуженных элементов. Детали, предварительно залуженные, соединяются между собой, а также с прочими сплавами и металлами.

Паяние элементов можно проводить с помощью легкосплавных припоев, имеющих в составе олово, цинк, а также кадмий. Помимо этого, активно используются тугоплавкие материалы на основе алюминия.

Почему применяются легкосплавные составы? Потому что они позволяют спаять алюминиевое изделие при температуре до 400 градусов. Это не производит качественных изменений свойств металла и сохраняет его прочность.

Составы с кадмием и оловом не создают достаточную надежность контакта, подвержены коррозионным воздействиям. Этих недостатков лишены тугоплавкие материалы с цинком, медью, а также кремнием на основе алюминия.

Электрохимический метод

Эта процедура требует наличия установки для выполнения гальванического покрытия. С ее помощью проводится омеднение поверхности изделия или провода. При ее отсутствии используется самостоятельная обработка детали.

Для этого, на зачищенное шлифовальной шкуркой место, наносится несколько капель насыщенного раствора медного купороса.

После этого к обрабатываемому изделию подключается отрицательный полюс независимого источника электропитания.

Им может послужить батарейка, аккумулятор или же любой электрический выпрямитель.

К положительному выводу подсоединяется очищенный медный провод диаметром порядка 1 мм, расположенный в изолированной подставке.

В процессе электролиза на деталь будет постепенно оседать медь, после чего проводится лужение участка, сушка при помощи электропаяльника. После этого можно легко запаять залуженное место.

Припои, материалы, флюсы

Пайка алюминия оловом выполняется при условии применения высокоактивных флюсов, а также хорошей зачистки участков деталей. Такие оловянные соединения требуют дополнительного покрытия специальными составами, так как имеют невысокую прочность и слабую защиту от коррозионных процессов.

Чем паять алюминиевые элементы? Качественные паяные соединения получаются при использовании припоев с кремнием, алюминием, цинком, а также медью. Эти материалы выпускаются как отечественными, так и многими зарубежными фирмами-производителями.

Отечественные марки прутков представлены наиболее использующимися припоями ЦОП40, которые по гост имеют в составе 60 % олова и 40 % цинка, а также 34А (алюминий – 66 %, кремний – 6 %, медь – 28 %). Используемый цинк придает высокую прочность месту контакта и обеспечивает хорошую коррозионную устойчивость.

К импортным низкотемпературным сплавам с отличными характеристиками относится HTS-2000, который обеспечивает максимальное удобство в применении.

Эти сплавы применяются для работы с крупногабаритными деталями (радиаторы, трубы) с высоким теплоотводом при помощи грелки или же предметов из алюминиевых сплавов, имеющих довольно высокотемпературное плавление. Начинающие ремонтники могут ознакомиться с процессом спаивания, просмотрев обучающее видео. Это поможет избежать многих неприятных нюансов в процессе работы.

Читайте также:  Механическая штукатурка – идеально гладкие стены

Помимо припоев, алюминиевая пайка требует применения специальных флюсов, имеющих в составе фторборат аммония, цинка, а также триэтаноламин и прочие элементы.

К наиболее популярным относится отечественный Ф64, имеющий повышенную химическую активность. Его можно применять даже без предварительной зачистки изделий от оксидной пленки.

Кроме него, используется 34А, содержащий хлориды лития, калия и цинка, а также фторид натрия.

Подготовка изделий

Надежность, а также отменное качество соединений обеспечивается не только использованием правильной технологии, но и от подготовительных работ. К ним относится обработка запаиваемых поверхностей. Она необходима для удаления загрязнений и тонкой оксидной пленки.

Механическую обработку выполняют с помощью шлифовальной шкурки, металлической щетки, проволочной нержавеющей сетки или шлифовальной машинки. Помимо этого, используются для очистки разнообразные кислотные растворы.

Обезжиривание поверхности выполняется с использованием растворителей, а также бензина или же ацетона. На зачищенном алюминиевом участке оксидная пленка появляется практически сразу, однако ее толщина значительно ниже первоначальной, что облегчает паяльный процесс.

Нагревательные инструменты

Чем паять алюминий в домашних условиях? Для припаивания алюминиевых изделий небольшого размера дома применяются электропаяльники. Они являются универсальным инструментом, вполне удобным для припаивания проводов, ремонта маленьких трубок и прочих элементов.

Для них требуется минимум рабочего пространства, а также наличие электросети. Ремонт крупногабаритных изделий и сварка выполняется газовой горелкой, которая использует аргон, бутан, пропан.

Для пайки алюминиевых предметов в домашних условиях можно применять стандартную паяльную лампу.

При использовании газовых горелок необходимо постоянно следить за их пламенем, которое характеризует сбалансированную подачу кислорода и газов. При правильной газовой смеси огненный язычок имеет ярко-синий цвет. Неяркий оттенок, а также небольшое пламя свидетельствуют о переизбытке кислорода.

Технологический процесс

Технология пайки алюминиевых предметов похожа на процесс соединения деталей их прочих металлических материалов. Первым делом проводится зачистка и обезжиривание мест будущей спайки. Затем соединяемые элементы устанавливаются в рабочее положение для удобства обработки.

На подготовленный участок наносится флюс, и, изначально холодное, изделие начинает нагреваться при помощи электропаяльника или же горелки. При повышении температуры начинает плавиться пруток припоя, которым требуется постоянно касаться поверхности элементов, контролируя нагревательный процесс.

Пайка алюминиевых элементов в домашних условиях электрическим паяльником выполняется в комнате с хорошим проветриванием, так как при работе выделяются опасные соединения.

Использование безфлюсового припоя требует соблюдения некоторых нюансов. Чтобы оксидная пленка не мешала попаданию сплава на детали, концом прутка выполняются царапающие движения по участку спаивания элементов. Этим нарушается оксидная целостность и припой входит в контакт с обрабатываемым металлом.

Разрушение оксидного слоя при пайке можно выполнять и другим методом. Для этого обрабатываемый участок процарапывается металлической щеткой или же прутком из стали нержавеющего типа.

Для обеспечения максимальной прочности алюминиевых деталей в спаиваемом месте, обрабатываемые участки подвергаются предварительному лужению. Соблюдение технологии пайки элементов из алюминия гарантирует отличное качество соединения, а также его защиту от коррозии.

Источник: https://oxmetall.ru/pajka/kak-payat-alyuminij

Как запаять радиатор в домашних условиях – алюминиевый и медный

В процессе работы двигателя система охлаждения подвергается нагрузкам различного характера. В результате действия разрушающих факторов появляются различные повреждения.

Для ремонта системы охлаждения требуется пайка элементов. Процесс пайки проводится по определенной технологии. Для качественной пайки нужны особые инструменты и материалы.

О том, как правильно запаять радиатор охлаждения, и какие материалы для этого необходимы, расскажет наша статья.

Классификация систем охлаждения

Существуют несколько типов систем охлаждения двигателей:

  • воздушная;
  • жидкостная;
  • комбинированная.

Для работы воздушной системы используется поток наружного воздуха. Используется в моторизованном транспорте с двигателями небольшой мощности.

В жидкостной системе нагретый двигатель охлаждается специальным теплоносителем. Большинство двигателей современных автомобилей оборудованы такой системой охлаждения.

Комбинированная система объединяет работу жидкостной и воздушной систем. Используется для работы силовых установок большой мощности. Широко применяется на предприятиях энергетического комплекса.

Для чего нужен радиатор охлаждения

Радиатором называют устройство для охлаждения двигателя. Это устройство является основным элементом системы охлаждения.

Система охлаждения состоит из верхнего и нижнего контуров. Контуры представляют собой стальные трубы прямоугольного или круглого сечения. Они предназначены для ввода и вывода теплоносителя.

Между контурами расположена металлическая решетка. Ячейки решетки имеют форму тонких пластин или трубок. Решетка предназначена для равномерного распределения и охлаждения теплоносителя.

Различные повреждения металлической решетки требуют проведения пайки пластин и трубок радиатора.

Как работает системы охлаждения двигателя

Охлаждающая жидкость от двигателя входит в верхний контур системы. При входе в систему теплоноситель имеет высокую температуру. По ячейкам решетки горячий теплоноситель спускается в нижний контур.

На пути из верхнего контура в нижний теплоноситель остывает. Охлаждение происходит в результате прохода охлажденного воздуха сквозь решетку. Остывшая жидкость из нижнего контура подается к двигателю. Для принудительного охлаждения двигателя используется вентилятор.

В качестве теплоносителя используется вода либо смесь воды с этиленгликолем (антифриз). Такие смеси не замерзают даже при температуре -40° С. При отрицательных температурах наружного воздуха антифриз превращается в густую массу. Гелеобразная масса не разрушает систему охлаждения при замерзании.

Применение антифриза позволяет использовать жидкостную систему охлаждения в зимнее время.

Причины разрушения автомобильного радиатора

В процессе работы элементы системы охлаждения могут получить различные повреждения. Различают следующие причины появления повреждений:

  1. механические;
  2. химические;
  3. термические.

Механические причины вызваны действием на решетку ударов при ДТП, попадания дорожных камней, наездов на различные препятствия.

Химические неисправности вызваны воздействием коррозийных процессов на внутренней и наружной поверхностях радиатора.

Неисправности термического характера возникают в результате образования накипи на внутренних стенках устройства.

В результате протечек происходит частичная или полная потеря охлаждающей жидкости. Уменьшение количества охлаждающей жидкости приводит к перегреву агрегатов и высокой вероятности выхода двигателя из строя.

Для предотвращения нарушений в работе системы охлаждения применяется пайка радиаторов.

Как найти место протечки в системе охлаждения

Неисправности системы охлаждения выявляют в процессе технического обслуживания и ремонта автомобиля.

Для выявления повреждений радиатор снимают с места установки. Через специальное отверстие сливают теплоноситель в заранее приготовленную емкость. Для слива теплоносителя устройство несколько раз переворачивают и встряхивают.

Для обнаружения протечек используют два основных способа:

  • визуальный;
  • инструментальный.

Инструментальный метод проводится с помощью различного диагностического оборудования. При обнаружении протечки аппаратура издает световой и звуковой сигнал.

Ремонт алюминиевого и медного радиаторов

Материалом для изготовления большинства устройств служит медь и алюминий. Эти металлы отличаются высокой теплопроводностью и стойкостью к действию высоких температур.

Особенности медной пайки

Радиаторы из меди обладают характерным красно-розовым оттенком. Изделия из меди легко поддаются пайке. Простота процесса позволяет ремонтировать изделия из меди в домашних условиях.

Недостатком меди служит подверженность коррозии и высокая стоимость.

Особенности алюминиевой пайки

Алюминий обладает высокой антикоррозийной стойкостью и небольшим весом. Изделия из алюминия имеют серебристый цвет.

Особенности химических свойств алюминия затрудняют процесс пайки изделий из этого металла. Ремонт алюминиевых радиаторов в домашних условиях вызывает большие трудности.

Материалы и инструменты для пайки

Для пайки автомобильных систем охлаждения используется стандартный набор инструментов и материалов.

Как правильно запаять медный радиатор

Для проведения работ потребуются следующие инструменты и материалы:

  1. Паяльный инструмент.
  2. Сплав для паяния (припой).
  3. Растворитель (ацетон).
  4. Флюс или канифоль.
  5. Пассатижи.
  6. Кисточка.
  7. Металлическая щетка.
  8. Мелкозернистая наждачная бумага.

В качестве паяльного инструмента применяют электрический паяльник с мощностью не менее 100 Вт или газовую горелку.

Для пайки медного радиатора своими руками применяют два типа паяльников. Для ремонта больших по площади повреждений используют паяльники с широким наконечником. Для заделки небольших неисправностей – с узким наконечником.

Пассатижи предназначены для удаления разрушенных элементов решетки.

Растворитель необходим для обезжиривания поверхности.

Металлическая щетка нужна для грубой очистки решетки от грязи и ржавчины.

Наждачная бумага требуется для очистки места повреждения от металлической пыли и продуктов плавления.

Кисточка предназначена для нанесения канифоли или флюса. Эти материалы используются для лучшего сцепления припоя с поверхностью металла.

Для пайки медных радиаторов используют оловянно-свинцовые припои марок ПОС-60 и ПОС-61.

Как правильно запаять алюминиевый радиатор

На вопрос автолюбителей, можно ли запаять алюминиевый радиатор охлаждения своими руками, эксперты отвечают положительным ответом.

Для пайки алюминия потребуются:

  1. Паяльный инструмент.
  2. Сплав для паяния (припой).
  3. Растворитель (ацетон).
  4. Флюс или канифоль.
  5. Железные опилки.
  6. Огнеупорная емкость (тигель).
  7. Пассатижи.
  8. Кисточка.
  9. Металлическая щетка.
  10. Мелкозернистая наждачная бумага.

Для пайки изделий из алюминия используют следующие виды припоя:

  • для ремонта мелких трещин – олово плюс свинец (марка ПОС-40);
  • для ремонта крупных трещин – олово плюс висмут (марки ПОСВ-33 и ПОСВ-50).

Для приготовления флюса потребуется:

  1. Канифоль – 2 части.
  2. Железная стружка – 1 часть.

Канифоль и опилки тщательно перемешивают. Полученный состав помещают в тигель. Емкость с флюсом разогревают на открытом огне. После остывания флюс готов к использованию.

Для приготовления железных опилок используют ножовку по металлу с мелким зубом. Опилки из железа предназначены для разрушения алюминиевой оксидной пленки при нанесении припоя на металл.

Принцип и технологические особенности процесса пайки

Отличие пайки алюминия заключается в особенностях его химических свойств. При взаимодействии с кислородом на поверхности металла возникает оксидная термоустойчивая пленка. Поэтому при пайке алюминия используются ряд дополнительных операций по удалению оксидной пленки. Удаление пленки способствует прочному соединению припоя с поврежденной поверхностью.

Перед тем, как запаять медный или алюминиевый радиатор, очищают внутреннюю поверхность устройства от накипи. С помощью металлической щетки удаляют загрязнения с его наружной поверхности.

Очистка радиатора от накипи

Для удаления накипи используют специальные чистящие средства. В домашних условиях используют раствор лимонной либо уксусной кислоты. Чистящий раствор готовят из расчета на 500 мл воды 1-2 столовые ложки кислоты.

Для очистки от накипи чистящий раствор заливают в радиатор. После нескольких минут ожидания устройство встряхивают и удаляют раствор. При необходимости процедуру повторяют несколько раз.

Для повышения чистящего эффекта решетку снаружи подогревают с помощью газовой горелки.

Очистка радиатора от грязи

Для удаления загрязнений с наружной поверхности используют металлическую щетку. Загрязнения от нефтепродуктов удаляют с помощью специальных чистящих средств.

После очистки радиатор ополаскивают чистой водой и тщательно высушивают на открытом воздухе. При работе в помещении используют обдувку установки струей горячего воздуха.

Как правильно запаять медный или алюминиевый радиатор

После очистки от накипи и загрязнений выполняют следующие операции:

  • Зачистка места повреждения наждачной бумагой.
  • Обезжиривание ацетоном.
  • Нагревание места пайки открытым пламенем.
  • Наложение слоя канифоли
  • Обработка места пайки флюсом.
  • Укладка и плавка припоя.

Нагрев места повреждения проводят с особой осторожностью. При недостаточном нагреве припой не прилипнет. При перегреве быстро испаряется паяльная кислота. При достаточном нагреве происходит вскипание и постепенное испарение паяльной кислоты.

Припой толстым слоем наносят на место повреждения. Круговыми движениями паяльника осторожно втирают смесь в поверхность.

Если припой не прилипает к поверхности, место пайки повторно очищают и процедуру пайки повторяют.

Проверку работоспособности прибора осуществляют повторным погружением в воду.

Как запаять радиатор охлаждения в домашних условиях

Для обнаружения места протечки в домашних условиях действуют иным образом. Закрывают все входы и выходы в патрубках пробками из гидроизолирующих материалов.

Народные мастера придумали надевать на выходы патрубков куски велосипедных камер. Для защиты от пропускания воздуха резину завязывают узелком. На один выход надевают кусок камеры с соском. Для нагнетания воздуха используют велосипедный насос. Местоположение протечки определяют по месту появления воздушных пузырьков.

Дальнейший ход работ выполняется по известной схеме:

  1. Очищенную решетку укладывают на ровную горизонтальную поверхность.
  2. С помощью кисточки смазывают нагретое место паяльной кислотой.
  3. Паяльником наплавляют припой.
  4. Равномерно распределяют припой по поверхности повреждения. Работу выполняют до полного заполнения повреждения припоем.

После выполнения пайки устройство испытывают погружением в емкость с водой.

В случае большого количества повреждений необходимо обратиться в специализированную мастерскую либо подумать о покупке нового радиатора.

Источник: http://pikucha.ru/otoplenie/radiatory/zapayat-radiator-oxlazhdeniya.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дизайн Дома
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector