Правильная организация места для учебы – залог здоровья ребенка

Правильный режим дня – залог успеха и здоровья школьника

В связи с наступлением нового учебного года Роспотребнадзор напоминает о том, что соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника, и приводит соответствующие рекомендации о том, как правильно организовать день вашего ребенка. 

Не стоит пренебрегать данным вопросом, потому что режим дня помогает быть собранным, дисциплинирует и положительно влияет на здоровье, предотвращая раздражительность, возбудимость и сохраняя трудоспособность в течение дня.

Особенно это касается первоклассников, потому что им приходится адаптироваться к новому ритму и порядку жизни.

 
Наибольшее влияние на состояние здоровья школьников оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.

Школьникам начальных классов рекомендуется спать 10-10,5 часов, ученикам 5-7 классов – 9-9,5 часов, старшеклассникам – 8-9 часов. Ученикам первого класса также рекомендуется дневной сон. 

При недостатке сна у детей может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. Также недосыпание негативно сказывается на работоспособности и успеваемости в школе. 

Отдельно внимание нужно уделить питанию ребенка. Рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов. А промежутки между приёмами пищи не должны быть более 3,5–4 часов.

Не забывайте о прогулках, играх и других видах двигательной активности. Их продолжительность должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Правильно должно быть организовано и место, где ребенок делает уроки. Стол должен быть хорошо освещен, дневной свет должен падать с левой стороны, а свет от лампы не должен раздражать глаза.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Ноги должны упираться в стол или специальную поставку. Спинка стула не должна быть высокой.

При таких условиях у ребенка будет правильная осанка, и он будет меньше уставать во время выполнения домашних заданий. 

Для младших классов еще очень важно правильно подобрать ранец. Лямки должны быть широкими, регулирующимся, с амортизирующими прокладками, спинка – жёсткая недеформируемая. Убедитесь, что на портфеле есть светоотражающие элементы.

Вес ранца в начальных классах должен быть не более 700 граммов, а комплект учебников не должен по весу превышать 1,5 кг для 1-2 классов, 2 кг для 3-4 классов, 2,5 кг для 5-6 классов, 3,5 кг для 7-8 классов и 4 кг для старшеклассников.

 

Если вы заметили, что ваш ребенок сильно устает, становится вялым и раздражительным, плохо успевает в школе, то пересмотрите его режим дня, скорее всего дело именно в нем. Правильно организованный день быстро принесет положительные изменения в настроение, самочувствие и успеваемость.

Источник: https://vnnews.ru/social/57014-pravilnyj-rezhim-dnya-zalog-uspekha-i-zdorovya-shkolnika.html

Консультация (подготовительная группа) на тему: Залог здоровья и успеваемость будующего первокласника

Рациональный режим дня дошкольника — залог здоровья и успеваемости будущего первоклассника.

Правильный режим дня дошкольника – основа здоровья и успеваемости первоклассника.

Наши дети совсем скоро пойдут в школу. Это долгожданное и волнующее событие приносит не только приятные хлопоты и радостные ожидания.

К сожалению, все чаще специалисты – врачи, психологи, педагоги – выявляют различные нарушения в состоянии физического и психического здоровья детей, трудности в процессе усвоения новых знаний.

Дело в том, что в связи с ранним началом обучения и его интенсификацией все чаще отмечаются:

• Снижение продолжительности ночного сна;

• Недостаточность пребывания на свежем воздухе;

• Низкая двигательная активность;

• Значительное увеличение продолжительности времени «общения» с телевизором и компьютером.

Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо придерживаться определенного режима дня и перенести его строгое выполнение в школьные годы.

Основной гигиенический принцип построения рационального режима дня детей 6-7 лет является его строгое выполнение, недопустимость частых отступлений и изменений.

Естественно, в школьные годы может понадобиться определенная коррекция распорядка дня, но она должна проходить постепенно, без резких колебаний.

При составлении режима дня для дошкольника важно четко учитывать его составляющие компоненты: длительность сна и бодрствования, интервалы между приемами пищи, продолжительность занятий и пребывания на свежем воздухе. Нельзя забывать и о таких важных компонентах повседневной жизни ребенка, как игровая деятельность, занятия по своему усмотрению, самообслуживание и помощь семье.

Место дневного и ночного сна в режиме дня.

Ночной сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех функций детского организма. Потребность во сне у детей зависит от возраста, особенностей нервной системы и состояния здоровья ребенка.

Полноценный ночной сон важен для дошколят, так как доподлинно известно, что именно в этот период происходит переход информации из кратковременной памяти в долговременную. Продолжительность ночного отдыха составляет, в зависимости от индивидуальности ребенка, от 9 до 11 часов.

Такую продолжительность сна рекомендуют специалисты детям до достижения ими 10 лет! Сокращение продолжительности ночного сна на 2-4 часа оказывает отрицательное влияние на функциональное состояние клеток коры головного мозга.

Из-за этого у детей отмечается нарушение механизмов памяти, быстрая утомляемость, нервность, неспособность усваивать учебный материал в полном объеме. Кроме того, дети с ослабленным здоровьем, страдающие хроническими заболеваниями, дерматозами, повышенной нервной возбудимостью, должны спать и в дневное время – не менее 2-3 часов.

Важно помнить о необходимости проветривания помещения перед сном. Постепенно необходимо ребенка приучать к сну с открытой форточкой летом и зимой – свежий воздух благотворно влияет на вентиляцию клеток головного мозга. Время отхода ко сну должно быть примерно одно и то же: в пределах от 20.30 до 21.30. За час-полтора до сна ребенок должен поужинать, а непосредственно перед сном ему можно предложить стакан молока или кефира.

Место воспитательной и учебной деятельности в режиме дня.

При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка, то есть периоды подъема и спада активности.

У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний интервал с 8 до 12 часов. Именно поэтому в этот период в детском саду проводятся занятия с детьми. Вечерний «активный» период длится с 16 до 18 часов.

А период с 14 до 16 часов является самым неблагоприятным для любой деятельности дошкольника. Это – время дневного сна, полдника, игр.

В соответствии с периодами подъема и спада активности у дошкольников подбирается список занятий на каждый день в ДОУ. Динамические занятия (физкультура и музыка) уменьшают или снижают утомление, если признаки таковых появились на предыдущих занятиях. В подготовительной к школе группе занятия приобретают характер обучения, поэтому и требования к их продолжительности и содержанию особенные.

Место игровой активности и отдыха по собственному выбору в режиме дня дошкольника.

Игровой деятельности дошкольников в ДОУ отводится время в утренние часы до завтрака, во время прогулок, после дневного сна и вечером, перед сном.

Игры могут быть разнообразными: индивидуальными и групповыми, ролевыми, подвижными . В ДОУ отводится достаточно времени на игры детей и на их свободную деятельность.

И дома, кроме игр, необходимо обеспечить детей возможностью свободно заниматься по своему выбору (чтением, музыкой, рисованием, спортом).

Время на самообслуживание, помощь семье.

В режиме дня должно находиться время и для самообслуживания, и для участия в жизни семьи (помощь по дому, уход за домашними животными, комнатными цветами). Дети-дошкольники в состоянии выполнять несложные обязанности.

Хорошо, если у ребенка есть постоянное поручение. Поручения и обязанности со временем могут усложняться, а ответственность за них – увеличиваться.

Всего полчаса в день – и ребенок чувствует свою нужность и причастность к общей семейной жизни.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/07/29/zalog-zdorovya-i-uspevaemost-buduyushchego

Школьное питание – залог здоровья и успешной учебы, Школы

Одним из важнейших заданий школы является обеспечение всех учащихся правильно организованным режимом питания. Организация питания в образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с законом “Об образовании”, уставом школы и другими нормативными и законодательными актами Российской Федерации.

Период школьного обучения детей характеризируется интенсивными процессами роста детского организма, поэтому нарушение питания может привести к серьезным отклонениям в функционировании всех систем организма ребенка.

Кроме того, голодный ребенок не сможет нормально усвоить учебный материал, поскольку все его мысли будут связанно только с едой. Вот почему одним из важнейших заданий школы является обеспечение всех учащихся правильно организованным режимом питания.

Организация питания в образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с законом “Об образовании”, уставом школы и другими нормативными и законодательными актами Российской Федерации.

Каким должно быть питание школьника?

При хорошо организованном питании в школе учащийся получает в столовой горячий завтрак и обед. При этом интервал между приемами пищи не должен превышать 3-4 часа.

Поэтому лучше всего, если ребенок получит первый легкий завтрак дома, в школьной столовой он сможет восполнить силы вторым завтраком и обедом, а после занятий скушать полдник и ужин.

Если ребенок после занятий посещает группу продленного дня, то школьное питание включает в себя и полдник.

Пищевой рацион школьника должен быть сбалансированным, разнообразным и удовлетворять энергетические потребности детского организма. При составлении меню обязательно необходимо учитывать потребности детского организма, связанные с его развитием и ростом, с повышенной эмоциональной или физической нагрузкой, с изменениями условий внешней среды и т.д.

Организация полноценного питания в школе во многом зависит от педагогов.

Именно они отвечают за четко организованный прием пищи школьниками, и следят за тем, чтобы ученики получали горячий завтрак или обед в одно и то же время и ели не спеша.

Необходимо также отметить, что даже если школьное питание организовано очень хорошо, это не гарантирует того, что ребенок будет кушать в школьной столовой. И на это есть несколько причин.

Ребенок не хочет кушать в школьной столовой: что делать?

Одной из самых распространенных причин отказа ребенка от школьной еды является его разборчивость в еде. Необходимо понимать, что школьное меню разрабатывается без учета вкусовых предпочтений именно Вашего ребенка.

И если Вы, при планировании рациона ребенка, исключали из него те блюда и продукты, которые ему не нравятся, то в школе этого никто делать не будет.

Поэтому специалисты рекомендуют еще в дошкольном возрасте приучать ребенка к тому, что кушать нужно не только вкусные, но и полезные продукты.

Другой, не менее распространенной причиной отказа от школьного питания является пищевая аллергия и различные заболевания ребенка.

Если Ваш ребенок страдает аллергией на некоторые пищевые продукты, то далеко не вся еда в школьной столовой ему подходит. А при некоторых заболеваниях (диабет, гастрит и т.д.

) необходимо придерживаться определенного рациона питания, который в школе не всегда может быть обеспечен. Поэтому очень важно заранее предупредить учителя о любых проблемах со здоровьем ребенка.

Что же делать, если ребенок не может или не хочет кушать в школьной столовой? Выход только один: давать ребенку еду с собой. Второй завтрак и обед, приготовленный дома, должен быть сбалансированным и вкусным.

При этом “сухомятка” в виде бутербродов недопустима. Собирая еду в школу, обязательно включите в меню белковую пищу (рыба или мясо), злаковые (каша, хлопья), свежие фрукты и овощи, а также молочные и кисломолочные продукты.

И не забудьте обеспечить ребенка достаточным количеством питья.

Кстати, если в классе Вашего ребенка многие дети отказываются от школьного питания Вы и другие родители, с согласия школьной администрации и классного руководителя, можете организовать мини-буфет. Для этого достаточно купить электрочайник и микроволновую печь, благодаря которым Ваши дети всегда смогут разогреть свои обеды и выпить горячего чая.

А как у них?

Проблема питания детей в школе остро стоит не только в наших образовательных учреждениях. И если мы еще только пытаемся найти возможность совместить в школьном обеде вкусовые качества, полезность и привлекательность, то японцы уже нашли выход.

Им стал “бэнто” – однопорционная упакованная еда, которая широко используются в качестве школьного обеда, приготовленного дома. Традиционно для приготовления бэнто используются такие продукты, как вареный рис, рыба, сырые или маринованные овощи, омлет и т.д.

Все ингредиенты красиво укладываются в одну коробочку, и представляют собой настоящее произведение искусства, в котором гармонично сочетается красота, удобство и полезность.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/388_Shkolnoe-pitanie-zalog-zdorovy-i-uspeshnoi-uchebi.html

Классный час на тему «Режим дня – залог успешной учебы и здоровья»

Классный час на тему

«Режим дня – залог успешной учебы и здоровья»

Учитель: Зеркаль Н.О.

Цель: формирование устойчивой мотивации к сохранению, укреплению здоровья и к здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. Актуализировать и развить знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни;

  2. Формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;

  3. Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;

  4. Практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни;

Ход классного часа

Вступительное слово учителя:

Учебные занятия предъявляют повышенные требования к организму школьников любого возраста.

В современных условиях обучения изменились и формы и способы подачи учебной информации, широко используются технические средства обучения, позволяющие повысить эффективность преподавания.

Читайте также:  Английский стиль интерьера

Эти изменения влекут за собой значительную интенсификацию учебной деятельности школьников, поэтому вопросы профилактики их утомляемости должны постоянно находится в поле зрения педагогов и родителей.

Ученик: Режим

Важнейшее условие учебы и хорошего здоровья – режим. Основными элементами режима для школьника являются:

  1. учебные занятия в школе и дома;

  2. активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;

  3. регулярное и достаточное питание;

  4. свободная деятельность (досуг) по выбору ребенка.

При организации режима родителям следует учитывать состояние здоровья своего ребенка и функциональные особенности его возраста. Выявлено, что у большинства здоровых детей наивысший уровень активности коры больших полушарий головного мозга наблюдается в утренние и дневные часы, снижение активности – во вторую половину дня и падение – вечером.

В 6 – 7 лет у младших школьников отмечаются повышенная чувствительность к неблагополучным внешним факторам и быстрое утомление при обучении. В этом возрасте активно идут процессы окостенения и роста скелета, развитие мелких мышц кисти и функциональное совершенствование нервной системы.

Переходный возраст (11 – 14 лет) характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ростом. Развитие внутренних органов, сердца происходит быстрее, чем увеличение просвета сосудов, что вызывает юношескую гипертензию (гипертонию).

В 15 – 18 лет происходит завершение полового созревания, при этом сохраняется общее возбуждение и психическая неуравновешенность.

Режим предполагает полноценный сон. К сожалению, недосыпают даже младшие школьники, не говоря уже о старшеклассниках. Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Школьник должен спать не менее 9 – 10,5 часа.

Начинать день в любом возрасте необходимо с утренней зарядки, которая облегчит переход от сна к бодрствованию и поможет организму активно включиться в работу. Детям школьного возраста после каждой физической нагрузки надо принимать комфортный душ, удаляя из организма шлаки, улучшающий питание кожи и обмен веществ.

Ученик: Питание

Последние наблюдения в течении 15 лет показывают, что к сожалению, дети или вовсе не завтракают, или завтракают в сухомятку, в школе едят плохо, почти не обедают, редко имеют полдник, но зато почти всегда – обильный ужин.

Завтрак обязательно должен быть горячим и составлять четверть от суточной потребности ребенка. Второй завтрак, который ребенок получает в школе, должен составлять 10 – 15 % суточной калорийности. Обед (соответственно 40 %) проходит в 13 – 14 часов. Ужин (20 – 25 %) – не позднее 19.30 и должен быть легче завтрака. Предпочтительно это каши, кефир, а также овощи, фрукты.

Ученик: Отдых

Вернувшись из школы, ребенок обязательно должен отдохнуть час – полтора, без чтения книг и просмотра телевизора!

Ученик: Подготовка уроков

Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжелых предметов, переходя к более сложным. Максимальная продолжительность периода работоспособности – 30 – 40 минут, после чего следует проводить 15-минутный перерыв.

Часто дети тратят на приготовление домашних заданий много времени, потому что родители не помогают им правильно организовать домашнюю работу. Учащимся часто приходится заниматься, когда в комнате громко разговаривают или включен телевизор.

Эти посторонние внешние раздражители отвлекают внимание, тормозят и дезорганизуют налаженную деятельность организма.

Полтора – два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам. Весьма полезны кружковые занятия.

Если ребенок ежедневно в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику и т.д., то у ребенка вырабатывается рефлекс на время.

Последовательная повторяемость этих действий формирует у ребенка так называемый динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.

Если ребенок садится за уроки в определенное время, то к этому времени у него происходит не только психический, но и физиологический настрой – несколько усиливается дыхание, кровообращение, биоэлектрическая активность мозга и т.д. эта готовность к умственной работе позволяет быстрее и лучше выполнять школьное задание.

И еще необходимо знать три важные вещи:

  1. во-первых, каждый пункт режима дня вначале должны контролировать взрослые;

  2. во-вторых, должны соблюдаться все правила распорядка;

  3. в-третьих, ничто так не нарушает распорядок, как безделье.

Итог классного часа: Соблюдая режим дня, ребенок лучше адаптируется к новым школьным требованиям, сохраняя при этом свое физическое здоровье.

Источник: https://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-na-tiemu-riezhim-dnia-zalogh-uspiesh.html

Консультация “Правильная осанка – залог здоровья!”

Консультация

Правильная осанка – залог здоровья!

Для чего нужна человеку правильная осанка? Всем известно, что в своё время воспитанницы строгих гувернанток носили на голове книги, привязывали к поясу прядки своих волос (забывшись и ссутулившись, они невольно вскрикивали от боли, так как волосы при этом натягивались).

Это не описание средневековых пыток, это всего лишь мероприятия, направленные на то, чтобы не испортилась осанка. Мудрыми гувернантками не только обеспечивалась своим воспитанницам прекрасная гордая осанка, но и общее физическое здоровье организма.

Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма. Правильная осанка является требованием эстетической культуры и здоровья.

Осанка – это положение тела, наиболее привычное для человека, которое он принимает сидя, стоя и во время ходьбы.

Сам позвоночник имеет в норме искривления. В связи с прямохождением он приобретает физиологические изгибы в переднезаднем направлении – это шейный и поясничный лордозы (прогиб вперед) и грудной и крестцовый кифозы (прогиб назад). Физиологические изгибы позвоночника выполняют рессорную функцию, смягчая резкие колебания тела при ходьбе и беге.

Нормальная осанка — умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия для деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности. Хорошая осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности.

Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка осанки лежит механизм условнорефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста.

Правильная осанка характеризуется симметричным развитием правой и левой частей тела, при этом шейные и поясничный отделы позвоночника слегка прогнуты вперед, грудной — назад, естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут. Мускулатура рельефна, все суставы подвижны.

Ноги прямые, смыкание бедер, коленей, голеней и пяток происходит без особого напряжения мышц, с небольшим просветом ниже коленей и над внутренними лодыжками. Внутренние части стоп не касаются пола. Формы стопы имеет большое значение для смягчения удара при прыжках, ходьбе, беге, толчках. Осанка формируется в процессе жизнедеятельности с момента рождения человека.

Развитие осанки человека зависит от трех основополагающих факторов – угла наклона таза, силы мышц и формы позвоночного столба, который при правильной осанке должен иметь три четко выраженных изгиба. Решающая часть процесса формирования осанки приходится на младенческий, предшкольный и школьный периоды. Ребенок появляется на свет практически с прямым позвоночником.

Позвоночник новорожденного не подготовлен к прямохождению. Ребенок инстинктивно «стучит» ножками, укрепляя связочный аппарат позвоночника мышцы спины. К двум месяцам жизни, когда малыш начинает лежать на животике и пытается держать голову, начинается формирование шейного изгиба позвоночника.

Следующий этап развития позвоночника – это ползание, а когда начинает садиться формируется – грудной изгиб. Поясничный изгиб начинает появляться тогда, когда ребенок осуществляет свои первые попытки встать на ноги. Все эти изгибы должны быть уравновешены. Одновременно с развитием изгибов позвоночника и мускулатуры формируется определенное положение головы, плеч.

Более отчетливо осанка видна к 6-7 годам, но окончательно она формируется к 18-20 годам. Есть ли какие-либо критические моменты в развитии молодого организма, когда на осанку следует обратить наибольшее внимание? Да, это так называемый «период риска», когда в организме происходит толчок в росте. В этот период связочно-мышечный аппарат не успевает за активным ростом скелета.

«Период риска» начинается в 5-7 лет и 11-12 (у девочек раньше, у мальчиков позже) и заканчивается в период полового созревания. Эти два цикла самым непосредственным образом влияют на развитие сколиотической болезни в сторону ее прогрессирования. Неправильной осанкой мы называем различные асимметрии человеческого тела, в частности положения туловища и позвоночника.

Ярко выраженная асимметрия тела чаще всего развивается у людей с искривленным позвоночником. Здоровая спина устойчива и гибка, а вот у людей с неправильной осанкой может возникнуть ряд серьезных проблем. Дело в том, что позвоночник — это хранилище спинного мозга, который связывает внутренние органы в единую систему и передает им команды от головного мозга.

Когда позвонок отклоняется за пределы допустимого, он сдавливает не только межпозвоночный диск, но и кровеносные сосуды, и нервные окончания. Связь между спинным мозгом и соответствующим органом прерывается, и это грозит многими серьезными заболеваниями.

Нарушения осанки, особенно в период роста, могут вызвать стойкие деформации костного скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, головные боли, повышение утомляемости и нарушение деятельности всех органов и систем организма.

При нарушениях осанки скелет деформируется, нагрузка на суставы, связки, мышцы распределяется неправильно, отчего страдает весь опорно-двигательный аппарат, ухудшается рессорная функция позвоночника.

Снижение рессорной функции позвоночника приводит к постоянным микротравмам головного и спинного мозга во время ходьбы, бега и других движений, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, сопровождается снижением работоспособности.

Кроме того, при наличии дефектов осанки внутренние органы могут отклоняться от нормального положения и зажиматься другими органами и тканями. Спинной мозг, находящийся в позвоночнике, участвует в большинстве рефлексов.

При нарушении положения позвоночника происходит зажатие спинномозговых нервов, нарушается циркуляция спинномозговой жидкости, что оказывает негативное воздействие на весь организм.

Нарушение осанки может сопровождаться расстройствами деятельности внутренних органов: сердечно-сосудистой и дыхательной систем, затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, понижается обмен веществ, появляются головные боли, утомление, снижается аппетит и т.д.

, приводя к снижению их физиологических резервов, нарушая адаптационные возможности организма. Слабость мышц живота и спины, согнутое положение вызывают нарушение перистальтики кишечника и желчевыводящих путей. Кроме того, уменьшается устойчивость позвоночного столба к различным деформирующим воздействиям, что может способствовать возникновению искривления позвоночника.

Прогрессирующие дефекты осанки вызывают нарушения иннервации ряда внутренних органов, вследствие чего организм становится подверженным различным заболеваниям. Таким образом, между осанкой и здоровьем существует крепкая связь и прямая зависимость. В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными.

Осанка портится по нескольким причинам: –     слабое развитие мышц спины, привычное неправильное положение тела; –     неправильное расположение тела в ходе различной, часто повторяющейся, деятельности; –     сидения за столом, сгорбившись; –     передвижения, ссутулившись, либо когда одна рука находится в кармане (налицо искусственный перекос плечевого пояса и нарушенная осанка); –     различные врождённые заболевания, как внутренних органов, так и опорно-двигательного аппарата, при наличии которых осанка оказывается далека от идеальной; –     односторонние занятия некоторыми видами спорта и т.д. У детей нарушению осанки могут часто способствовать некоторые заболевания, в первую очередь рахит, гипотрофия, ожирение, плоскостопие, инфекционные болезни, а также нерациональный режим, неполноценное питание, неправильно подобранная мебель дома и в школе, неправильное ношение портфеля и др. Цифры кричат! В настоящее время 95-97% (!) детей страдают различными заболеваниями, среди которых наибольшее число представлено нарушениями опорно-двигательного аппарата – в том числе дефектами осанки. К сожалению, с каждым годом количество таких больных увеличивается. Основная причина – гиподинамия, или, проще, недостаточная двигательная активность, которая ведет к снижению уровня физического развития людей, ухудшению состояния внутренних органов и постепенному уменьшению сопротивляемости организма. У таких людей, как правило, слабый мышечный корсет, то есть плохо развитые мышцы спины и живота. А это, в свою очередь, ведет к нарушениям осанки и прогрессированию сколиозов. Поэтому нарушение осанки не должно расцениваться как безобидная деформация, не требующая коррекции. У детей с таким нарушением снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, нарушены адаптивные реакции, слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта и других органов брюшной полости. Кроме того, нарушение рессорной функции позвоночника отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности ребенка, что может проявляться повышенной утомляемостью, снижением работоспособности и головной болью. Это почти всегда первый звонок к развитию ортопедических заболеваний, таких как сколиоз, юношеский остеохондроз. Существует несколько выраженных дефектов осанки, каждый из которых является первоисточником каких-либо заболеваний. Наиболее распространенные виды нарушения осанки — сутулость, вялая осанка, искривления позвоночника. При сутулости грудной отдел позвоночника значительно и равномерно выступает вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены, живот выпячен; страдают органы дыхания, так как происходит недостаточная вентиляция легких. Как следствие – ОРЗ, пневмонии, астмы, бронхиты. А в дальнейшем возникают заболевания сердечно-сосудистой системы. Вялая осанка проявляется опущением головы, уплощением грудной клетки, отставанием от спины лопаток, сведением плеч, согнутыми в коленях ногами. При кругло-вогнутой спине наряду с сутулостью отмечается выпячивание живота вперед, что может привести к опущению внутренних органов, расположенных в брюшной полости. При неправильной осанке повышается и риск травматизма, в том числе микротравм головного мозга. Неудивительно, что многие люди, имеющие плохую осанку, страдают головными болями. Список заболеваний, изначально являющихся следствием неправильной осанки, можно продолжать до бесконечности. Необходимо помнить, что наш организм – единое целое, и возникшее заболевание всегда влечет за собой появление цепочки других.

Читайте также:  Маленькая кухня обязан быть удобной

К тому же, осанка зависит и от времени выявления её нарушения. А определение круга мероприятий, направленных на исправление осанки, поможет избежать многих проблем со здоровьем. Поэтому родители и родственники, сотрудники дошкольных и школьных учреждений должны постоянно следить за осанкой у детей и подростков, строго контролировать их позы при сидении за столом, при стоянии и ходьбе.

!Предупредить возникновение неправильной осанки гораздо легче, чем исправить ее.

Источник: https://sad105gomel.schools.by/pages/konsultatsija-pravilnaja-osanka-zalog-zdorovja

Правильно организованный режим дня школьника – залог его успешной учебы и здоровья

Роспотребнадзор на своем сайте опубликовал рекомендации по организации режима дня для школьников. «Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня.

Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами», — говорится в рекомендациях.

Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу.

Как  отмечается в рекомендациях, наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.

Про сон

Роспотребнадзор рекомендует  соблюдать следующие правила:

  • ложиться спать в одно и то же время;
  • после 19 часов прекратить шумные игры и прочие возбуждающие нервную систему мероприятия;
  • сформировать собственный «ритуал» подготовки ко сну: вечерний душ, прогулка, чтение; спать лучше в полной темноте и в хорошо проветренной комнате.

Продолжительность сна:

в 1–4 классе — 10–10,5 часа; 5–7 классы — 9,5-10 часов; 6–9 классы — 9–9,5 часа; 10–11 классы — 8–9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов

Перед экзаменами и другими событиями, требующими напряженной умственной деятельности, обычную продолжительность сна следует увеличить хотя бы на 1 час.

О питании

Роспотребнадзор рекомендует  соблюдать следующие требования:

4–5-разовое питание; соблюдение времени приёмов пищи; интервалы между приёмами пищи — не более 3,5–4 часов; рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов, при этом следует избегать острого, жаренного, колбас, фаст-фуда, газированных напитков;  внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у ребенка положительные эмоции; принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке.

Игры и прогулки

Роспотребнадзор рекомендует проводить прогулки, подвижные игры и другие виды двигательной активности на свежем воздухе. Продолжительность их должна составлять как минимум в младшем возрасте — 3–3,5 часа, у старшеклассников — 2,5 часа.

Рекомендации можно посмотреть на сайте Роспотребнадзора по ссылке (открывается в новом окне):

http://rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=6903

Источник: https://gimn25.ru/sovety-roditeli/529-1

Рабочее место для первоклассника: правильная организация пространства

Автор: Евгения Климкович

Вы вновь на моем блоге, и я рада вас видеть! Здравствуйте! Не побоюсь показаться занудой, и снова задам навязчивый вопрос родителям первоклашек: а вы готовы начать школьную жизнь? Да-да, именно вы, родители! Ребёнок-то давно готов: спит и видит себя на утренней линейке, вышколенный до блеска, с новым портфелем и букетом цветов.

Когда сталкиваешься с некоторыми, пусть маленькими и вполне решаемыми проблемами, нарабатывая бесценный опыт, стараешься потом облегчить жизнь себе и окружающим, делясь этим самым опытом. Сегодня хотелось бы оказать небольшую помощь родителям новоиспечённых учеников и разобраться, как обустроить рабочее место для первоклассника.

Быть рабочему месту или не быть?

Подготовка к урокам за кухонным столом или по принципу «где свободно» сегодня – прошедший этап советских времён, когда в широко известных «хрущовках» помещалось как минимум две, а то и три семьи. «Кто первый встал, того и тапки» — вот как раньше дети делали домашнее задание. Очень надеюсь, что такие походные условия для школьников остались далеко позади.

Можно ли предоставить в маленькой квартире уголочек вашему будущему первоклашке, чтобы он с комфортом приобретал новые знания? А поменять уже привычную глазу обстановку в большой квартире, нарушив «потом и кровью» выстраданный и своими руками выстроенный пару лет назад интерьер?

Дизайнеры, которые делают из всего «конфетку» убеждают, что совместить дома можно всё, зависит это от нашего желания. Главное: делать это с душой и правильно.

Так что рабочему месту для будущего школьника однозначно быть! А вот как его эффективно организовать? Следуйте за мной!

В тесноте, да не в обиде, или куда поселить школьника

К выбору места для школьника стоит подходить с особой скрупулезностью.

  • В первую очередь, потому что это должно быть и эргономично и безвредно для растущего организма, ведь за школьным столом первоклашке придётся провести жуть как много времени!
  • Во-вторых, школьный уголок должен остаться персональным местом для учёбы, а не превратиться через пару месяцев в жилой сектор для всех домочадцев и в склад для игрушек, бытовых предметов и одежды. Из списка мест для собственных нужд родителям выделенный уголок придётся вычеркнуть раз и навсегда.

Итак, если вы готовы, берём в руки большую метлу и начинаем чистить пространство, не жалея и не скупясь.

  • Если у малыша своя комната, в ней ищем укромный уголок, который обычно завален разными предметами, часто игрушками. Ну хорошо им там, и никому не видно! Площадь позволяет, чтобы без притязаний предусмотреть две зоны одновременно: и для учёбы, и для игр? Сделайте это на один раз, иначе к вопросу организации рабочего места придётся возвращаться вновь, а это уже напоминает «мартышкин труд».
  • Если у ребёнка комнаты своей нет, для учёбы подбираем зону, чтобы её отделить. Сделать это можно при помощи подиума, если вы готовы на кардинальные решения, или просто спрятав уголок за симпатичным шкафом, если мини-ремонт не входит в ваши планы.
  • Функциональность – главный элемент в доме, где ограничено пространство, поэтому в качестве разделяющих комнату элементов мебели подойдут и стеллаж, чтобы там поселились учебники и книги, и оригинальные жалюзи или обычная передвижная перегородка, которые всегда можно убрать.
  • Когда пространство позволяет, место для учёбы рекомендуют выбирать около окна: оно гарантирует хорошее естественное освещение. Есть одно но: как правило, как раз там находятся отопительные батареи, а это причина сухого воздуха и возможных головных болей. Если у вас интерьер устроен именно так, ученический стол должен переехать на боковую сторону.
  • Поставить школьный стол у стены без окна не так и плохо, как кажется на первый взгляд. У такого размещения есть свой плюс: школьнику некуда будет отвлекаться, а мечтательные взгляды в окошко не станут причиной долгой подготовки к урокам. Глухая стена потребует организации хорошего освещения.
  • В условиях маленькой квартиры дизайнеры часто превращают в рабочий стол подоконник. Почему бы и нет? И место сэкономить можно, и ребёнку светло!

Ученические столы и стулья: что нужно знать

Ортопедические требования к школьной мебели мы уже с вами подробно изучали. Помните? Кроме подбора мебели под рост ребёнка, стараемся выбрать столешницы с регулируемым наклоном для разного рода занятий: от чтения до творчества, а также исключаем из списка крутящиеся стулья, чтобы не дать повода превратить занятие уроками в цирковой аттракцион.

Из истории про растущую мебель мы с вами уяснили, что идеальным вариантом для первоклашки будет трансформируемая парта.

Что ещё важно для мебели? Психологи говорят, что не стоит забывать про цвет. Так, чересчур яркие краски на «вау» воспринимаются только первые несколько часов и постепенно начинают раздражать глаза. Сделайте выбор в пользу «золотой середины». Это могут быть бежевые, светло-кофейные, болотные, жёлтые тона, даже красный, но тёплых оттенков – все они не будут утомлять.

Да будет свет!

Пусть стул и стол не подойдут по росту, мы знаем выход из положения: подберём под ноги подставочку, подложим под спинку подушечку. Это не беда и даже не её половинка! А вот если ребёнок не видит что пишет, и не может разобрать, что читает, вот она – трагедия! Хорошее освещение – залог здоровых глаз и успешной учёбы. Для лучика света в школьном рабочем царстве тоже есть свои правила.

  • Размещая стол напротив окна, помните, что солнечные лучики могут отражаться от столешницы, если она глянцевая, а это прямая нагрузка на зрение. Выхода два: стол — в другое место или матовая столешница.
  • Идеально для учебного стола — боковая сторона у окна. Для правшей солнечные лучики должны падать слева, для левшей – в точности до наоборот. Аналогичные правила действуют и для светильников.
  • Полумрак всей комнаты при одном лишь освещённом рабочем месте сильно влияет на утомляемость. Достичь уюта можно при помощи светодиодных полосок, которые лепятся на полки, точечных лампочек, расположенных по периметру, а также выключателей, способных регулировать интенсивность света.
  • Окулисты советуют для настольных светильников использовать мощность лампочек не более 60 Ватт.

 Приятные глазу мелочи

Ни одно рабочее место не будет завершённым без приятных и полезных мелочей. Где будут ночью спать уставшие от перелистывания книги? Куда после напряженного ручного труда пойдут отдыхать ручки и карандаши? А куда спрячется пластилин? Конечно, подумать об аксессуарах, шкафчиках и полках очень как нужно!

Что может поселиться на рабочем столе?

  • Будильник или часы, отсчитывающие сокровенное время, как до прогулки, так и то, которое отводится на подготовку уроков. Это дисциплинирует и служит залогом успешного выполнения заданий в школе за ограниченное время.
  • Для хранения ручек, карандашей и прочих принадлежностей, которые имеют привычку теряться, лучше приобрести специальные домики-поддоны. Почему так глобально и нельзя ли обойтись обычной подставкой? Из опыта уверена, что их огромное количество потребует не одну такую подставку и, не вместившись в очередную, все они удачно поселятся где-то, но не на столе.
  • Хорошим помощником на письменном столе будет прозрачный коврик-подкладка, под которым расположатся и расписание, и режим дня, и маленькие напоминалки.

Что ещё нужно учесть при организации рабочего места?

  • Полки для учебников лучше расположить над столом или сбоку, чтобы не нужно было бежать в другой конец комнаты за словарём или энциклопедией. Физкультминутка – это хорошо, но не в такие моменты, когда мысль требует, чтобы её не потеряли.
  • Художественную литературу можно поселить подальше. Книги не требуют сиюминутного пользования, но, несомненно, любят порядок.
  • Если позволяет место, на стене напротив можно повесить глазные тренажёры, чтобы натыкаясь на эти умные плакатики, расслаблять уставшие от уроков глаза.
  • Ваш первоклашка – всё ещё ребёнок, со своим игрушками при переходе из сада в школу расставаться он не намерен. Игровая зона, позволяющая сделать маленький перерыв – это тоже очень важно для будущего школьника.

Ну а теперь много-много-много необычных идей для обустройства комнаты школьника. Смотрим видео!

Уверена, что у каждого из прошедших подготовку к школе есть свои «пять копеек». Не стесняйтесь, пополняйте копилку дельных советов! На сегодня всё.

Успешной вам подготовки к школе!

Всегда ваша, Евгения Климкович

Источник: http://shkolala.ru/podgotovka-k-shkole/rabochee-mesto-dlya-pervoklassnika/

Как обустроить рабочее место для школьника: 12 интересных идей

Правильно организованное рабочее место для школьника – залог его успешной учебы и крепкого здоровья. Неудобные стулья, слишком высокий письменный стол и тусклая лампочка способны привести ко многим бедам, в т.ч. падению зрения и развитию сколиоза. Так что изучите эти фотосоветы и создайте вашему ребенку все условия, не забывая об эстетике и эргономике.

Сегодня компьютерный стол – обычная и необходимая вещь для школьника.

Во-первых, потому что компьютер необходим для выполнения домашних заданий (не говоря уже о стремлении детей каждую лишнюю минуту посидеть в интернете или поиграть в PC-игры).

А во-вторых, ребенку легче сосредоточиться в обстановке, максимально приближенной к школьной. Для ученика начальных классов вполне достаточно будет вот такой скромной модели с парой ящичков, как на фото ниже.

А следующее фото покажет, как можно организовать большое удобное многофункциональное рабочее место для малыша-дошкольника. Конструкция прикреплена к стене и не имеет острых углов. За ней можно писать, или рисовать, лепить, играть с детским планшетом и т.д.

Обратите внимание на интересную идею: подвесной письменный стол на фото ниже. Прекрасно вписывается в интерьер детской, оформленной в современном стиле. Да и убирать в комнате будет гораздо легче.

Если вы считаете, что для стола потребуется слишком много места, посмотрите на этот пример. Такую конструкцию можно заказать и собрать даже самостоятельно, а займет она максимум квадратный метр площади.

Проблема нехватки места в детской комнате обостряется, если в семье не один ребенок. В этом случае лучше выделить часть комнаты под рабочее место. Поставьте раздвижные непрозрачные двери, тогда один школьник не будет мешать другим.

Также можно посоветовать складные и подвесные конструкции, как на фото ниже. В сложенном состоянии столешница плотно прилегает к стене, а подготовиться к работе за столом можно в течение минуты.

Читайте также:  Отделка срубов вагонкой внутри

Кроме того, рядом с рабочим местом школьника обязательно должны быть шкафы, куда можно сложить книги и различные школьные принадлежности. Можно прикрепить удобные корзинки сбоку от компьютерного стола, как на фото ниже.

Также удобны шкафы над рабочим местом. Только отдайте предпочтение глухому фасаду и закажите навесной шкафчик такой высоты, чтобы он прилегал к потолку. Так вы избавитесь от проблемы «пыльной верхней полки».

Ученые давно доказали, что яркие цвета способствуют активному умственному развитию ребенка. Так что не бойтесь ярких письменных столов, они заставят вашего школьника мыслить креативнее.

Если же вы хотите, чтобы рабочее место меньше бросалось в глаза, то закажите стол и шкафы того же цвета, что и стены.

Еще меньше места займет вот такое рабочее место для двух детей с оригинальными пуфиками вместо компьютерного кресла.

Надеемся, что вышеперечисленные решения помогут вам создать удобный и красивый уголок для занятий ребенка. Если у вас есть еще идеи, поделитесь ими на страницах группы в социальных сетях.

Источник: https://artizba.info/kak-obustroit-rabochee-mesto-dlya-shkolnika-12-interesnyx-idej/

Режим дня – залог здоровья и успеха в учебе

Режим дня – залог здоровья и успеха в учебе

Консультацию подготовила Кажиева М.Т., воспитатель

Я повсюду, где бываю, Всё на свете успеваю, Потому что у меня

Строгий распорядок и режим дня!

Правильный режим дня дошкольника – основа здоровья и успеваемости первоклассника.

Наши дети совсем скоро пойдут в школу. Это долгожданное и волнующее событие приносит не только приятные хлопоты и радостные ожидания. Нет большей радости для родителей, чем видеть своего ребенка здоровым, закаленным.

Режим – это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности в течение суток. Правильное физическое воспитание в сочетании с отвечающим гигиеническим требованиям режимом дня, достаточной продолжительностью сна и разумным питанием — залог нормального роста и развития ребенка.

Чтобы ребенок вырос здоровым, уравновешенным, физически крепким, имел хороший аппетит, полноценный сон, надо строго придерживаться режима. Он является важнейшим условием правильного воспитания.

Режим не только организовывает ребёнка, но и стоит на страже его здоровья. Плюс к этому, вырабатываются полезные привычки, укрепляется воля, развивается организованность ребёнка.

Почему так важен режим? Все жизненные процессы в организме протекают в определенном ритме. Сердце работает ритмично – вслед за сокращением наступает расслабление; дыхание ритмично, когда вдох и выдох равномерно сменяют друг друга; пища в пищеварительном тракте перерабатывается в определенные сроки.

Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. В подготовительной к школе группе занятия приобретают характер обучения, поэтому и требования к их продолжительности и содержанию особенные.

Место игровой активности и отдыха по собственному выбору в режиме дня дошкольника.

Игровой деятельности дошкольников в детском саду отводится время в утренние часы до завтрака, во время прогулок, после дневного сна и вечером, перед сном.

Игры могут быть разнообразными: индивидуальными и групповыми, ролевыми, подвижными. В детском саду отводится достаточно времени на игры детей и на их свободную деятельность.

И дома, кроме игр, необходимо обеспечить детей возможностью свободно заниматься по своему выбору (чтением, музыкой, рисованием и спортом).

В режиме дня должно находиться время и для самообслуживания, и для участия в жизни семьи (помощь по дому, уход за домашними животными, комнатными цветами). Дети-дошкольники в состоянии выполнять несложные обязанности.

Хорошо, если у ребенка есть постоянное поручение. Поручения и обязанности со временем могут усложняться, а ответственность за них – увеличиваться.

Всего полчаса в день – и ребенок чувствует свою нужность и причастность к общей семейной жизни.

Таким образом, режим дня – это режим жизни. И насколько более тщательно родители продумают режим дня своего ребенка и постараются внедрить его в жизнь, настолько это положительно отразится на всех сторонах жизни и здоровья вашего ребенка.

Помните, что именно в детстве закладываются все те хорошие привычки, которые затем, во взрослой жизни, помогут ребёнку.

Источник: http://aksarka-mdou.ru/index.php/groop/kolokolchiki/843-regim-dnya-zalog-zdorovya-i-uspeha-v-uchebe

Режим дня школьника

Предельно важным для сохранения здоровья является правильная организация жизни человека. Для достижения благоприятных условий в деятельности организма человека необходимо, чтобы жизнь его подчинялась определенному ритму, то есть сон, отдых, труд, питание и пр.

происходили в одно и то же время. При этом организм привыкает выполнять одну и ту же работу в определенное время, или, по выражению физиологов, вырабатывается динамический стереотип. Что очень важно для развития и роста подростка.

Поэтому необходимо выработать правильный режим дня школьника.

Так, например, занятия в школе в определенные часы вызывают привычное возбуждение в участках коры головного мозга, чем достигается более плодотворная и интенсивная его работа. Привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению, а крепкий сон в течение 7—8 часов дает необходимый организму отдых.

Прием пищи по времени вызывает у человека аппетит, способствует выделению пищеварительных соков и более полному усвоению пищи.

Значение режима не ограничивается только физиологическими рамками: режим помогает более целесообразно использовать время, воспитывает чувство дисциплинированности и самоконтроля, вырабатывает привычку к порядку.

Что же такое режим дня школьника и каковы основные принципы его рационального построения?

Режим — последовательность различных видов деятельности и отдыха на протяжении суток. Режим дня повышает работоспособность, предохраняет организм от переутомления, способствует повышению успеваемости и укреплению здоровья. Режим дня устанавливается индивидуально, то есть для каждого в отдельности, с учетом возраста, состояния здоровья, занятий в школе.

Основными элементами режима дня для школьника являются занятия в школе, приготовление уроков, любимое занятие (чтение, рисование, музыка), общественная работа, помощь семье, прогулки, занятия физкультурой и спортом, закаливающие процедуры, туалет, приемы пищи, сон и др.

Составляя режим дня, надо учитывать основные режимные моменты и суметь правильно определить время для их выполнения.

Выполнение домашних заданий

Нельзя, например, приступать к выполнению домашних заданий тотчас по приходе домой из школы. Не успевший отдохнуть организм получает дополнительную нагрузку, работоспособность его понижается и на приготовление уроков затрачивается больше времени.

Как же правильно организовать приготовление домашних заданий? Сколько времени необходимо затратить для этого? В какое время дня их лучше готовить? Ответы на эти вопросы дают нам специальные исследования.

Учащиеся первого класса должны тратить не более 1 часа времени на приготовление домашних заданий, учащиеся 2-го класса — не более 1,5 часов, 3—4-х классов — не более 2 часов, 5—7-х классов — не более 2,5 часов и учащиеся 8—11-х классов — не более 3 часов.

Если готовить уроки дольше указанного времени, работа становится малоэффективной и может привести к переутомлению ученика. Во время приготовления домашних заданий, так же как и в школе, необходимо делать 10-минутные перерывы после 45 минут занятий.

Приготовление уроков целесообразно начинать с предметов средней трудности, а затем переходить к более трудному предмету. Такое положение объясняется тем, что в начале приготовления уроков, как и в начале любой умственной работы, у большинства людей работоспособность сравнительно невелика.

Для достижения более высокой ее степени необходимо определенное время, в течение которого человек как бы «врабатывается».

Если вы выработаете у себя привычку начинать приготовление уроков всегда в одно и то же время, то на достижение максимальной работоспособности времени будет затрачено значительно меньше.

Организация рабочего места

На качество приготовления домашних заданий влияет также правильная организация рабочего места, которое должно быть постоянным и удобным.

Учебники и тетради должны находиться на определенном месте, чтобы приступить к занятиям сразу, не отвлекаясь и не тратя времени на их поиски. Рабочее место может быть удобным только в том случае, если размеры стола и стула будут соответствовать росту школьника.

При этом нужно, чтобы туловище находилось в вертикальном положении, голова слегка была наклонена вперед (не более чем на 15°), ноги согнуты под прямым углом, подошвы всей поверхностью касались бы пола.

Стол для занятий лучше ставить так, чтобы естественный свет падал слева. При недостаточной освещенности необходимо включать искусственное освещение. Достаточная искусственная освещенность обеспечивается светом от настольной лампы под абажуром с электрической лампочкой мощностью в 40—50 ватт.

Занимающимся в первую смену уроки лучше готовить с 16 до 17 часов.

Откладывать приготовление уроков на более поздние часы нерационально, так как во вторую половину дня работоспособность снижается, что ведет к увеличению времени, необходимого для выполнения домашних заданий.

Занимающимся во вторую смену целесообразно готовить уроки между 9 и 12 часами. Соблюдение этих условий обеспечивает хорошее зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке правильной осанки.

Чтобы хорошо усвоить материал домашних заданий, необходим полноценный отдых перед их приготовлением. Если учащиеся, занимающиеся во вторую смену, достаточно отдыхают во время ночного сна, то учащимся первой смены после возвращения из школы необходим так называемый активный отдых, который включает в себя пребывание на свежем воздухе, подвижные игры и т. д.

Пребывание на свежем воздухе

Пребывание на свежем воздухе является одним из главных элементов режима дня школьника, оказывающим большое оздоравливающее влияние на организм.

Занимающиеся физкультурой на открытом воздухе в течение всего года болеют реже простудными заболеваниями и у них наблюдается лучшее физическое развитие, чем у тех, кто не занимается физкультурой.

Спорт оказывает особенно благоприятное влияние на здоровье человека, способствует укреплению его сердца и легких, укреплению мышц улучшению нервной деятельности организма.

Общая продолжительность пребывания на свежем воздухе должна составлять не менее 3,5—4 часов для младших и не менее 2—2,5 часов для учащихся старших классов.

Это время лучше всего распределить равномерно в течение дня.

Для учащихся младших классов, занимающихся в первую смену, целесообразно четырехразовое пребывание на свежем воздухе: утром, после завтрака и до начала занятий в школе — 30 минут; после окончания занятий — 50 минут — 1 час; после обеда перед приготовлением домашних заданий — 1— 1,5 часа и перед сном — 30 минут.

Утренняя прогулка способствует быстрому включению в занятия на первом уроке; прогулка после занятий необходима для снятия утомления; прогулка после обеда обеспечивает более высокую работоспособность при выполнении домашних заданий, а 30-минутная прогулка перед сном способствует спокойному и глубокому сну.

Учащимся средних и старших классов необходимо бывать на свежем воздухе три раза в день; утром, после обеда и перед ужином.

Правильное питание

Следующим, очень важным компонентом режима дня, без рациональной организации которого невозможно правильно построить весь суточный режим, является полноценное и правильно организованное питание.

Ученые установили, что полноценное питание благоприятно влияет на умственные и физические способности человека, на повышение сопротивляемости человека к различным заболеваниям и неблагоприятным влияниям внешней среды.

Пища является основным источником энергии и строительным материалом, необходимым для роста и развития организма.

Есть надо в определенные часы 4—5 раз в день. Это способствует лучшему пищеварению.

Завтрак в школе необходим для учащихся всех классов: учащиеся, которые не завтракают во время большой перемены, скорее устают, они чаще жалуются на головную боль и усталость.

Ужинать следует не позднее чем за 1,5—2 часа до сна.

Важнейшими составными частями пищи являются белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, вода и др.

Отдых

Одним из важнейших моментов режима дня является отдых.

Организм человека нуждается не только в кратковременном отдыхе во время занятий и в пребывании на свежем воздухе, но и в отдыхе более длительном, полностью восстанавливающем работоспособность нервной системы и всего организма в целом.

Наилучшим видом такого отдыха является сон. Гигиеническую полноценность сна определяют три основных качества: продолжительность, периодичность и глубина. Дети в зависимости от возраста нуждаются в различной продолжительности сна.

В возрасте 7 лет спать надо не менее 12 часов; 8—9 лет — 10—11 часов; 10—12 лет — 10 часов; 13—15 лет — 9 часов; 16 лет—8 — 8,5 часов. Физически ослабленные, быстро утомляющиеся дети нуждаются в более длительном сне. Им рекомендуется дополнительный дневной сон в течение часа.

Чтобы сон был крепким, ложиться спать и вставать надо в одно и то же время; в последние часы перед сном не следует играть в шумные игры, спорить. Перед сном необходимо проветрить комнату. Важно соблюдать правила личной гигиены. Перед сном надо умыться, вымыть ноги. Постель должна быть удобной, чистой и не слишком мягкой.

Кроме сна, существует и другой вид отдыха, так называемый активный, который заключается в смене одного вида деятельности другим.

Переход от умственной работы к физической дает отдых ранее работавшим клеткам головного мозга и заставляет работать ранее отдыхавшие.

Правильный режим дня школьника — залог крепкого здоровья и хорошей учебы. Не зря говорят — береги здоровье смолоду.

(Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://LibTime.ru/zdorovye/rezhim-dnya-shkolnika.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дизайн Дома
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector