Секрет успеха традиционной китайской мебели

Семь секретов китайского экономического чуда :: Экономика :: РБК

Экономика Китая обогнала США по ВВП, пересчитанному в доллары по паритету покупательной способности, следует из обновленной 7 октября базы макроэкономических прогнозов МВФ.

И хотя Поднебесная пока не вырвалась вперед по ВВП в рыночных валютных курсах, мало кто сомневается, что это лишь вопрос времени.

РБК вспоминает составляющие стремительного экономического успеха Китая, в основе которого остается принцип «торопись медленно».

«Архитектор реформ» Дэн Сяопин

В 1978 году деятель Коммунистической партии Китая Дэн Сяопин вместе с соратниками начал реализацию политики реформ, нацеленной на открытость внешнему миру, построение социалистической рыночной экономики и создание общества «малого благосостояния».

В большинстве секторов экономики роль правительства была уменьшена, руководителям было дано больше управленческих полномочий, увеличилась роль частного сектора. КНР разрешила международную торговлю и прямые иностранные инвестиции. Данные инициативы повысили уровень жизни большинства населения Китая и позже позволили поддержать комплексные реформы.

С увеличением доходов, стимулов, заметного роста в сфере услуг и расцвета в промышленном секторе в КНР начали проявляться некоторые черты общества потребления.

Армия дешевых работников

Долгие годы дешевая рабочая сила обеспечивала низкую себестоимость китайских товаров. Низкоквалифицированный и малопроизводительный труд составляет основу дешевых рабочих ресурсов страны. Китайская деревня остается ключевым поставщиком рабочей силы на глобальном рынке.

Заниженный курс юаня

До 1974 года курс юаня к иностранным валютам устанавливался преимущественно через фунт стерлингов, а также гонконгский доллар. С августа 1974 была введена ежедневная котировка юаня к доллару США и другим валютам на базе валютной корзины.

С 1994 года Пекин законсервировал курс юаня на уровне $1/8,27 юаня.

Запад обвиняет КНР в занижении валютного курса через накопление валютных резервов, что служит инструментом стимулирования экспортно-ориентированного роста и дает дополнительные конкурентные преимущества китайским товарам.

«Технология в обмен на рынок»

В начале 90-х годов власти КНР провозгласили политику «технология в обмен на рынок», которая предполагала уступку части отечественного рынка транснациональным корпорациям в обмен на передачу Китаю зарубежных технологий. Западные корпорации поспешили воспользоваться крайне низкой стоимостью рабочей силы в Китае и массово переносили в Поднебесную свои производства, а затем и научно-исследовательские центры.

В прошлом остались те времена, когда китайское производство ассоциировалось исключительно с пошивом дешевой одежды и контрафактом: ныне Китай – крупнейший экспортер и производитель товаров, «мировая фабрика», с чьих конвейеров сходят самые популярные электронные гаджеты.

Сегодня в стране функционируют 53 зоны высоких и новых технологий, более 70 научно-технических зон для специалистов, получивших образование за границей.

Устойчивость политической системы

В Китае уже многие десятилетия обеспечивается политическая стабильность, сохраняется преемственность власти, заключающаяся в регулярной и организованной сменяемости политического руководства страны.

Прошедший в ноябре 2012 года XVIII съезд Коммунистической партии Китая положил начало четвертой по счету со времен Дэн Сяопина смене поколений руководящих кадров – генеральным секретарем правящей партии был избран Си Цзиньпин.

Тогда же политические лидеры страны подтвердили свою приверженность построению социализма с китайской спецификой: продвигая реформы, придерживаясь принципа открытости, обеспечивая социальную справедливость, всеобщую зажиточность и социальную гармонию.

Партийная элита пообещала, что реформа политической системы КНР будет продолжена, но основной упор будет сделан на то, чтобы при этом избежать дестабилизации в социально-политической и экономической сферах.

Градуалистский подход к реформам

В своей экономической политике Пекин строго придерживается градуалистского подхода. Запуская системные реформы, Китай начал не с политических, а с рыночных преобразований, сохранив авторитарную политическую систему для минимизации политических рисков.

За основу был взят эволюционный путь развития – реализация программ и планов растягивалась на длительное время.

Формы хозяйственной интеграции, свойственные развитым странам, постепенно интегрировались в реформирующуюся экономику, а не насаждались в принципиально новую среду.

Вначале Китай осуществлял постепенное дерегулирование цен, а сегодня осуществляет постепенную экономическую либерализацию. Формирование негосударственного сектора шло с нуля, а не в результате масштабной приватизации. И по сей день власти КНР нацелены на сбалансированный качественный устойчивый рост в условиях поступательного движения реформ.

Экспортно-ориентированная промышленная политика

Резкое увеличение экспорта – один из основных внешних факторов роста китайской экономики. У китайских товаров много конкурентных преимуществ на международном рынке, однако для успеха внешнеторговой экспансии нужна четкая стратегия.

Она взята за основу в проводимой китайскими властями последовательной экспортно-ориентированной промышленной политике, заключающейся в обеспечении налоговых, кредитных, таможенных и прочих преференций отраслям и предприятиям, нацеленным на внешние рынки.

Источник: https://www.rbc.ru/photoreport/08/10/2014/54357074cbb20f72b885cbbd

Мебель древних китайцев и культура духовного совершенствования

Культура самосовершенствования выработала у древних китайцев привычку сидеть на полу, поэтому вся мебель в те годы была низкой. Картина времён династии Мин. Фото с epochtimes.com Сидя сегодня на стуле или лежа на кровати современных дизайнеров, задумываетесь ли вы когда-нибудь, что древние люди имели обыкновение сидеть и спать на полу?

Еще в доисторические времена китайцы создали первый предмет домашней мебели – напольные циновки для сидения. Различные образцы деревянной мебели в те времена проектировались под эти циновки. Например деревянные столики на низких ножках, чтобы ставить их над коленями, разделочная доска на ножках и низкие столы.

В период Сражающихся Царств (479 – 221 до н.э., период 7 царств: Цинь, Чу, Ци, Хань, Чжао, Вэй, Янь) было придумано ложе на полу, предок всех китайских кроватей. Из этого типа ложа были созданы все последующие разновидности напольных кроватей.

При династиях Цинь и Хань сформировался полный комплект домашней мебели для сидения и сна на полу. Облик мебели этих периодов типичен для китайской низкой мебели.

Династии Вэй и Цинь считаются пиком развития мебели в Китае. Вид мебели этого периода не только подвергся влиянию мастеров династий Восточной и Западной Хань, но, в свою очередь, оказывал сильное воздействие на производителей мебели последующих династий Суй [581 – 618] и Тан [618 – 907].

В тот период в обиход вошла высокая мебель, например используемая китайскими кочевниками верёвочная койка типа гамака, которая называлась «кровать ху».

После недолгого периода адаптации, такая высокая мебель, как круглые и квадратные табуреты, взяла верх над низкой мебелью.

В то же самое время начали постепенно изготавливать все более высокие кровати и кушетки, пока не стало возможным сидеть на них, свесив ноги. Однако низкая мебель все еще доминировала на китайском рынке мебели.

При династиях Суй и Тан наступил переходный период от стиля жизни древних китайцев с сидением на полу к сидению на высоких стульях. Высокая мебель, состоящая из стульев, табуретов и столов на высоких ножках, появилась на рынке мебели и понравилась высшим слоям общества. В это время в китайском обществе была в обиходе высокая и низкая мебель.

Ко времени династии Сун (960 – 1279 гг н.э.) в обиход вошли кровати, столы, стойки для полотенец, стулья и табуреты на высоких ножках вошли, завершив многотысячелетнюю традицию сидения на полу.

При династии Сун развитие китайской мебели достигло своего апогея. Достижения в мебельном деле того времени заложили твердую основу для ее дальнейшего развития при династиях Мин (1368 – 1644 гг н.э.

) и Цин (1644 – 1911 гг н.э.).

Из истории развития мебели в Древнем Китае можно проследить, как изменялся стиль жизни древних людей. Переход от сидения на полу к сидению на высоких стульях произошёл только после династии Сун. Это означает, что традиция китайской культуры сидения на высоких стульях имеет историю всего в одну тысячу лет.

Почему же древним китайцам до этого момента не приходило в голову, что сидеть на высоком стуле более удобно? Этого не понять простой логикой.

Особенно, если вы читали о многочисленных технических достижениях и изобретениях Древнего Китая, о которых говорится в исторической книге «Мэн Си Би Тань», написанной Шенем Кочжуан династии Сун.

Могло ли быть, что только после появления «кровати ху» («ху чуан»), древние китайцы поняли, что можно сидеть на высоких табуретах?

Известно, что, когда легендарный правитель Хуан-ди (Желтый Император) [246 – 210 до н.э.], постигал Дао у Гуан Чэнцзы (один из даосских Бессмертных), китайская культура стала культурой духовного самосовершенствования.

Тогда все учащиеся занимались медитацией, а перед тем, как взяться за кисть, они регулировали дыхание и движение энергии ци в теле. Люди всех слоев общества обращали внимание на спокойствие ума и налаживали дыхание перед началом любого дела.

Фактически, все общество было средой самосовершенствования.

Если проследить историю развития в Китае духовных практик, не трудно увидеть, что взлеты и падения школы Дао связаны с высотой табуретов.

При династиях Вэй и Цзинь, когда появилась «кровать ху», в духовное совершенствование начали проникать такие разрушающие элементы, например, как конфуцианская преданность родителям. С тех пор совершенствующиеся стали покидать суетный мир и уходить в глухие горы для практики.

Когда высокие стулья и табуреты полностью вошли в обиход при династии Сун, мирские люди перестали понимать и принимать истинных совершенствующихся. Люди начали смешивать буддизм, даосизм и конфуцианство в одну философскую школу.

Позже при династии Сун, школа, посвященная изучению классики с рациональным подходом, ослабила конфуцианство и заменила собой господствующую идеологию китайцев. Дух самосовершенствования постепенно стал исчезать из сознания людей.

Переход от сидения на полу к сидению на стуле, может казаться признаком прогресса человеческой цивилизации. Однако, никому не приходит в голову, что фактически это признак отклонения мышления и нравственности человечества от праведного пути.

Источник: https://www.epochtimes.ru/content/view/34386/4/

Современная китайская мебель

Потрясающие национальные столы из натурального дерева, стулья необычной формы, элегантные кресла из бамбука — это современные предметы интерьера, которые прочно ассоциируются с творчеством восточных мастеров из Поднебесной.

Однако, такой мебели на внутреннем и внешнем рынке республики немного. Она присутствует в каталогах китайских фабрик, но не в большом количестве.

Основной упор отраслевая промышленность делает на популярном современном направлении, вместившем в себя культурные традиции востока и европейские модные тенденции.

Как получается актуальный стиль? 

Китайские конструкторы берут за основу шаблоны модной  европейской мебели и добавляют к ним традиционные восточные элементы, использующиеся на производстве с древних времен. 

В настоящий момент продукция Поднебесной — это предметы интерьера по невысокой цене стабильного качества. Секрет успеха китайской мебели заключается в недорогом сырье, уникальных технологиях изготовления продукции. 

 Изделия восточного рынка представляют собой сочетание качества, практичности, уникальных традиционных элементов и низких цен. Самый популярный стиль мебели в Китае сегодня — это минимализм.

Он позволяет делать удобные и практичные предметы интерьера для повседневной жизни используя при этом богатый этнический материал. Купить мебель из Китая можно на известных торговых площадках, работающих в режиме онлайн.

Там вы наверняка обнаружите что-нибудь интересное. 

Другой популярный стиль на Востоке — хай-тек. Это детище   технологического прогресса. Такая мебель отличается сочетанием прогрессивных деталей декора и аксессуаров, свойственных древней традиции.

Хай-тек отличается легкими конструкциями, максимальной геометрией, четкими формами сооружений. Упор в такой продукции делается на удобстве и практичности применения предметов интерьера в жизни.

Высокие технологии позволяют использовать при производстве модных изделий пластик, металл, кожзам и кожу. 

Преимущества китайской мебели 

  • Она подходит практически для любых интерьеров, легко вписывается  в небольшие помещения и урбанистический стиль.
  • Предметы интерьера подходят для использования внутри жилища, а также снаружи на террасах или в саду.
  • Богатый ассортимент позволяет выбрать гарнитур в соответствии с личными предпочтениями. Кому-то ближе простой европейский стиль, другому витиеватый восточный колорит. Каждый выбирает самостоятельно.
  • Есть возможность изготовить на производстве гарнитур по вкусу, если подходящего образца нет в продаже. Чтобы заказать мебель из Китая не обязательно отправляться в Поднебесную. Это можно сделать не выходя из дома в режиме онлайн на специализированном ресурсе. Для этого вы можете найти переводчика в Гунчжоу и договориться об услуге удаленного закупа.
  • Среди китайской мебели попадаются хорошие пластиковые экземпляры для дачи. Они выглядят изысканно, устойчивы к агрессивным воздействиям окружающей среды.
  • Мебель из Поднебесной отличается невысокой ценой, в особенности если покупать ее оптом. 

Китайская мебель на международном рынке 

Известно, что предметы интерьера из Поднебесной пользуются большим спросом. Около 40% продукции покупают европейские страны, 60% – жители США. За последние годы поток китайских изделий в Германию вырос до 70%. Цифры говорят сами за себя. 

Продукция Поднебесной привлекает покупателей интересным дизайном, богатым ассортиментом. Здесь можно найти самые разные стили: арт-деко, классику, постмодернизм, барокко, минимализм, этно и др.

Мебель производится из натуральных пород, пластика, МДФ, металла, стекла, кованных конструкций.

У нее невысокая цена, низкая себестоимость, потому многие европейские фабрики предпочитают делать брендовую продукцию на территории Поднебесной. 

Статья предоставлена Компанией Gold-trading 

ср, 24 Октября, 2018 – 09:00 Администратор медицинского центра: работа с потенциальным пациентом по телефону 2400 грн
ср, 24 Октября, 2018 – 09:30 Формирование Команды. Мотивация результативности, вовлеченности, взаимодействия 5830 грн
ср, 24 Октября, 2018 – 10:00 Наука и Искусство Трансформационного Коучинга. 4-х модульная Сертификационная программа. Модуль 1. 15900 грн
ср, 24 Октября, 2018 – 11:57 Зовнішньоекономічна діяльність. Тільки найважливіше. Ризики. Валютні операції. Контракти. Спори. Оптимізація оподаткування. Відрядження. 3999 грн

Источник: http://www.personal-trening.com/kitayskaya-mebel

Секрет успеха китайцев в малом бизнесе. Часть 4. Менталитет китайцев

Как часто при общении с китайцами вы слышали выражение Чхабудо? «Почти одинаковый», «почти одно и то же», «разница невелика» — так можно его перевести. Для многих «китаеведов» это выражение наиболее понятно отражает суть отношения китайцев к работе и бизнесу.

Читайте также:  Белорусская мебель для кухни: современные технологии и доступная цена

То есть, выполним задачу, но не на 100%, а так, как получится. Казалось бы, как можно с таким отношением добиваться успехов в бизнесе? Оказывается, можно. Попробуем разобраться, какие еще умственные и культурные особенности китайцев помогают им достичь успеха в бизнесе.

В предыдущих постах мы уже касались некоторых особенностей характера и склада ума китайцев, способствующих достижению успеха в малом бизнесе.

Мы рассуждали о поразительном умении налаживать связи, а также о математическом складе ума жителей Поднебесной. Успеху способствует и высокая производительность труда китайцев.

Но, только объединив эти составляющие вместе и заправив эту смесь соусом из китайского менталитета, можно будет по достоинству оценить всю действенность эликсира успеха китайцев.

Фигура китайца, взывающего к небесам. Фото сделано в Пекине в Parkview Green 芳草地

У КИТАЙЦЕВ ОТ ЗАДУМКИ ДО ВОПЛОЩЕНИЯ ПРОХОДИТ ОЧЕНЬ МАЛО ВРЕМЕНИ

Менталитет другого народа – штука очень тонкая и многосторонняя. Каждый видит в другой культуре только то, что хочет видеть. Но в чем сходятся все, кто хоть раз был в Китае, так это во мнении, что китайцы умеют очень быстро браться за любое дело. Иными словами: есть идея – бежим ее воплощать сейчас же. А возникающие по ходу проблемы решаем по мере их поступления.

Быть флегматиком в Китае не принято. Действовать нужно быстро и только сейчас.

Часто сами до конца не разобравшись в механике извлечения прибыли из какой либо деятельности, китайцы уже приступают к делу. А потом уже по ходу оттачивают весь механизм работы. А ведь хорошее начало это уже половина успеха. Не будем судить, верно это или нет.

Но факт остается фактом – китайцы очень лёгкие на подъем.

Угадайте, что написано на табличке перед экспонатом? Правильно, чужая душа — потёмки. Фото сделано в Пекине перед входом в гламурный торговый центр Parkview Green 芳草地

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКШИЕ В ХОДЕ РАБОТЫ, КИТАЙЦЫ РЕШАЮТ МГНОВЕННО

А еще китайцы никого и ничего не стесняются. Они пробивные и беспринципные. Будь то звонок незнакомому человеку, даже если он выше по статусу или должности, или личная встреча с руководителями любого уровня – все делается без «предварительных ласк».

Конечно, хороший тон никто не отменял в Китае и заблаговременное назначение встречи приветствуется, но чаще все происходит одномоментно. Нужно получить добро от некоего директора Лао Ли, звоним Лао Ли и делаем все, чтобы проблема решилась в тот же день. Вечер пятницы или субботы? Не важно. Звоним, знакомимся, встречаемся, получаем то, что нам нужно.

Не забываем, конечно, извиниться за неудобства и поблагодарить за помощь в конце.

БЫТЬ ФЛЕГМАТИКОМ В КИТАЕ НЕ ПРИНЯТО

Удивительно, но такой подход всегда работает в Китае. Сам лично часто оказываюсь по другую сторону в этом общении и признаюсь, нет ничего зазорного в том, чтобы оказать содействие неизвестным вам людям после окончания рабочего дня, например.

Китайские товарищи не скупятся на благодарность и всегда четко понимают, что в будущем они будут обязаны отплатить вам той же монетой. Поэтому в ваших силах самим определить какого достоинства будет эта монета.

Китайское современное искусство как отражение китайского менталитета? Фото сделано в Пекине в Parkview Green 芳草地

«Я ЗНАЮ ТОЧНО: НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО

В завершение, отмечу еще одну выдающуюся особенность китайского подхода к бизнесу, а именно, неумение видеть ограничений. То есть китайцам сложно понять, почему что-то может быть невозможным по причине технических или юридических ограничений.

Есть только вопрос: что нужно сделать, чтобы все стало возможным (или сколько это стоит). Тему коррупции и взяток прибережем для следующих постов. Тут же необходимо просто принять это как данность: в Китае возможно все. Любая задача или препон могут быть преодолены. И все участники процесса будут заинтересованы.

Почему невозможно выполнить поставку? Груз не проходит по габаритам? Спроси еще раз. Попробуй еще раз. Позвони другому человеку. Уже позвонил? Напиши смс/письмо/в вейсин. Проконсультируйся у других агентов. Сам придумай решение. Но поставка должна быть выполнена.

Никто не знает как, никто не верит, что это возможно (действительно же, габариты гигантские), но каким-то чудом через несколько дней груз отправляется в место назначения.

Да, может все и не так как мы себе представляли в идеале. Да, работа выполнена на чхабудо (кое-как). Но результат достигнут – груз отправлен (или бизнес работает, товар продается). PROFIT!

Отсутствие паралича перфекциониста — секрет успеха. Источник: vk.com/dzenpub

Мы так работать не можем. Для нас это некачественная работа с горем пополам. Нам неловко, что не все идеально. Но китайцы – другие люди. Для них важна только работа на результат. И в основе этого успеха – особая ментальность в совокупности с умением работать много и эффективно, математическим складом ума и огромной сетью контактов для решения всех, даже самых нереальных, задач.

Читайте:  Почему Китай хочет стать Мировым банкиром?

Источник: https://laowai.ru/sekret-uspexa-ch4-mentalitet/

Стратагемы: китайские секреты успеха

Владимир Вячеславович Малявин

Китайское искусство стратагем предлагает практичный взгляд на вещи, который применим во всех жизненных обстоятельствах. Истинным господином жизни способен стать лишь тот, кто не пытается привести ее в соответствие со своими ограниченными представлениями.

Словом “стратагема” в европейской литературе принято переводить китайский термин “цзи”, обозначающий некий план, расчет, но также и уловку, военную хитрость. Этому термину близок по смыслу знак “фа” — “прием”, “способ”, “метод”.

Само выражение “тридцать шесть стратагем” впервые упоминается в китайских хрониках уже в V в. и как раз в связи с поговоркой, объявляющей отступление “лучшим из всех тридцати шести военных приемов”.

Оригинальный текст “Тридцати шести стратагем” включает в себя как бы несколько смысловых слоев, каковыми являются:тридцать шесть изречений из четырех или, реже, трех иероглифов, представляющих собой названия стратагем;краткое разъяснение принципа данной стратагемы;цитата из древнейшего китайского канона “Книга Перемен”, поясняющая смысл стратагемы в терминах “Книги перемен”;

пространный комментарий к стратагеме, нередко содержащий указания на исторические прецеденты ее применения.

Подобная композиция воспроизводит традиционную структуру канона, которая, в отличие от профанического, общепонятного текста, управляется не логической последовательностью изложения, а именно разрывом в уровнях понимания, самим пределом значений или, говоря языком китайской традиции, той самой “пустотой” в опыте, которая содержит в себе неисчерпаемый потенциал действия и потому, как говорили древние китайские мудрецы, является “корнем десяти тысяч вещей”. Профанная наука оперирует “предметами”; интуитивное знание природы вещей, заключенное в каноне, выражается в символических типах, типовых или стильных формах, в разного рода устойчивых, чеканных формулировках, выражающих, подобно афоризму или пословице, одновременно некую общую истину и уникальное качество бытия.

Типовая форма, таким образом, соединяет в себе единственное и единое, обычное и исключительное; она и указывает предел вещи, и соединяет со всеобщностью. Канон есть свидетельство постоянства в изменениях или, другими словами, вечнопреемственности духа — неизбежно сокровенной.

Текст же канона развертывается бесконечно ветвящаяся метафора, где каждое слово обнажает бездну неизреченного. В пространстве этой метафоры существуют, говоря словами Ницше, только “копии утерянного оригинала”, в нем нет ничего кроме иллюзий. Но если нет ничего кроме иллюзии, иллюзия сама становится действительностью.

Так неизбежность и вездесущность иллюзии в конце концов побуждает довериться неведомой правде. Сколько бы мы ни разъясняли значение отдельных стратагем, как бы вникали во все нюансы их смысла, мы снова и снова будем наталкиваться на стену безмолвия, внезапно постигая необходимость прекратить говорить о мире, т.е.

отделять себя от мира, и вместо этого открыть себя миру, принять жизнь во всей ее полноте.

“Тридцать шесть стратагем” — последнее китайское произведение об искусстве стратагем, ставшее доступным читающей публике.

И в свете только что отмеченной любви китайцев к таинственности не будет удивительным узнать, что эта книга о секретах победы над любым противником и в любых обстоятельствах, по-видимому, первоначально имела хождение среди членов тайных обществ — организаций весьма многочисленных и влиятельных в старом Китае.

На это обстоятельство указывал, как мы помним, уже Ю Дэсюань. Позднее другой китайский ученый, Чжу Линь, обнаружил аналогичный список стратагем в документах тайного общества Хунмэнь, известного также под именем Общества Старших братьев (Гэлаохой).

Мы имеем дело, таким образом, с трактатом о секретах власти, которая сама на протяжении долгого времени — по крайней мере, нескольких веков — была большим секретом.

Когда таинственная книжечка обратила на себя внимание властей нового Китая, она в очередной раз была сочтена произведением слишком важным, чтобы быть доступным всем.

В 1961 году высшие чины Народно-Освободительной армии Китая выпустили закрытое — или, как принято говорить в Китае, предназначенное “для внутреннего пользования” — издание “Тридцати шести стратагем”.

Только после окончания “культурной революции” в Китае, а потом и в сопредельных странах стали одним за другим появляться открытые публикации загадочного текста. Теперь “Тридцать шесть стратагем” прочно заняли свое место в ряду самых популярных изданий на книжных рынках Китая, Гонконга, Тайваня, Японии. Они стали бестселлером также в Европе и в Америке.

В чем же причины громкого успеха столь краткой и притом довольно темной книжки? Прежде всего в том, что ее значение намного шире собственно технических аспектов военной науки. Теперь ее воспринимают — и не без основания — как ключ к успеху во всех житейских делах, руководство для деловых и личных отношений.

А все дело в том, что китайское искусство стратагем предлагает хоть и своеобразный, но по-своему очень последовательный и практичный взгляд на вещи, которым можно руководствоваться во всех жизненных обстоятельствах; взгляд безупречно трезвый и разумный, но тем не менее отнюдь не чуждый игровому и, значит, неискоренимо веселому отношению к миру.

Откуда берется такой взгляд на жизнь? Все из той же посылки о нераздельности истины и иллюзии, о которой свидетельствует популярная китайская поговорка, поминаемая и в книге о тридцати шести стратагемах: “если подлинное становится поддельным, то поддельное становится подлинным”.

Китайская мудрость в последней ее глубине и есть умение принять нескончаемый сон жизни за предельную, неоспоримую до мельчайших ее деталей реальность. Странствуя в этом океане иллюзий, мы можем только играть, но правила этой игры странным образом выдают абсолютно естественные, неизменные законы мироздания.

Мы церемонимся, притворяемся, но наше притворство совершенно искренно. Мы забавляемся, но наша забава в высшей степени серьезна. Европеец Ницше на этой почве сошел с ума, а китаец прилежно устраивает свой быт.

Итак, китайская мысль вовсе не склонна считать игру легкомысленным, пустячным занятием. И, задумываясь над местом игры в человеческой жизни, мы легко придем к выводу, что игра отличается от “серьезного” поведения не содержанием и даже не способом действия, а только нашим отношением к действию.

Подлинный мир игры — субъективный и внутренний, хотя сама игра целиком развертывается в мире объективного и внешнего. Она есть в своем роде самый радикальный способ совмещения нашего внутреннего мира с объективной действительностью, при котором одно не подменяет другое.

Так сон не вытесняет явь, явь не отрицает сон, но одно неотделимо от другого и немыслимо без него. В сущности, игра принадлежит виртуальному пространству, где можно созерцать вещи в момент их рождения.

В китайских романах полководцы часто меряются силами, лишь демонстрируя свое знание способов построения войск или применения стратагем: чтобы победить, им нет нужды устраивать настоящее сражение. Мудрому, чтобы постичь реальность, достаточно самого смутного намека…

Китайская мудрость — это наука бодрствования духа, чуткого отслеживания “текущего момента”.

Ее главный вопрос — не что, даже не как, но — когда? Когда действовать и когда хранить покой? Когда “быть” и когда “не быть”? Ключевые понятия китайской мысли — это “случай”, который в жизни мудрого оказывается неизменной судьбой; всеобъятная “сила ситуации”, которая без видимого воздействия направляет движение всего мира; “сокрытый импульс” жизни, определяющий изнутри природу каждой вещи. Знаменитые “китайские церемонии”, многозначительная торжественность жеста были способом такой виртуальной коммуникации, подразумеваемой стратагемами. Коммуникации в безмолвии, где единичное сходится со всеобщим. Все, на что мог надеяться гениальный человек в Китае, — это “счастливый случай”, позволяющий претворить свою судьбу, реализовать себя без остатка.

“Случай предоставляется нам лишь раз в день, в месяц, в год, в десять лет, в сто лет, — писал в XVII в. ученый Тан Чжэнь. — Вот почему нужно быть готовым не упустить его.

Даже если этот случай откроется нам за едой, нужно тотчас бросить свои палочки и выбежать из-за стола. Ибо может статься, что, когда мы закончим трапезу, случай уже ускользнет от нас.

Случай — это встреча человека с его судьбой, и мгновение, в которое решается, быть ли победе или поражению…”

Счастливый случай, о котором толкует Тан Чжэнь, означает не что иное, как мгновенное и полное претворение предельно малого в предельно большое, конкретного — во всеобщее.

Читайте также:  Выбираем остекленные межкомнатные двери для квартиры

Быть мудрым по-китайски — значит просто уметь все делать вовремя, без остатка переносить себя в целокупное движение жизни и тем самым, как ни странно, не выдавать своего присутствия, быть “некоронованным повелителем” мира, “драконом, сокрытым в облаках”.

Или, как резонно замечает автор “Тридцати шести стратагем”, “все обнажить — значит все утаить”.

Чтобы жить чистой текучестью жизни, не требуется знаний. Здесь потребно, повторим еще раз, только доверие к жизни и, следовательно, безыскусность, покой и целомудрие духа.

Это доверие заявляет о себе в свойственном китайцам необыкновенном внимании к природе вещей, к малейшим нюансам жизненного опыта, в их умении довольствоваться малым и находить радость в, казалось бы, несущественных мелочах жизни.

С этим доверием к жизни связана и глубоко укоренившаяся вера китайцев в то, что человеческое сердце, если его не волновать нарочно, “само по себе станет покойным и чистым”, и в нем сама собою проявится глубочайшая правда бытия.

Одним словом, миссия человека как “самого духовного существа в мире” (традиционное определение человека в Китае) состоит в том, чтобы предоставить всему сущему в мире быть тем, чем оно есть: истинным господином жизни способен стать лишь тот, кто не будет стремиться повелевать жизнью, пытаясь привести ее в соответствие со своими отвлеченными и ограниченными представлениями. Вот резюме слишком древней и потому уже бесхитростной мудрости Китая: чтобы стать господином жизни, нужно просто позволить жизни быть.

И поскольку китайцы инстинктивно презирают абстракции, они готовы пользоваться ими весьма произвольно и даже цинично в качестве фиктивного обоснования своих действий или прикрытия своих истинных замыслов.

Европейцы, знакомясь с китайскими стратагемами, часто бывают смущены моральной стороной вопроса. Позволительно ли строить свой жизненный успех на обмане других? Иногда говорят, что моральная природа стратагем определяется намерениями человеками, их применяющего: если стратагема служит доброму делу, то ее использование оправдано.

Надо признать, однако, что этическая ценность тезиса “цель оправдывает средства” даже в наше время остается весьма сомнительной. Кроме того, игра сама выносит свой моральный приговор: в ней хорош тот, кто добился успеха, и — “победителей не судят”.

Но главное, попытка оправдать стратагемы, исходя из личности того, кто ее использует, противоречит главнейшим посылкам китайской мысли, требующим как раз устранения субъективного фактора в действиях и суждениях.

В действительности принцип стратагемности мышления в глазах китайцев изначально морален именно потому, что требует осознания во всей полноте объективного положения вещей, достижения сверхличной перспективы созерцания.

В контексте стратагемного мышления победа в поединке хороша уже потому, что достается достойнейшему — тому, кто видит больше и дальше своего соперника, кто претворил в себе “полноту сердечного понимания”. В свете науки стратагем победитель так же морален, как врач, заставляющий больного страдать ради его исцеления.

Так стратагемы оказываются самым точным судьей духовного, а значит, и нравственного совершенства личности. Их применение требует способности, как говорили в Китае, “идти срединным путем”, реализовать в себе высшую гармонию и покой и духа. Но полнота постижения, позволяющая “владеть ситуацией”, остается принципиально сокрытой и неуловимой для постороннего взора. Истинный царь невидим миру.

Вот несколько важных особенностей практической этики и общественного уклада в Китая, которые непосредственно вытекают из сказанного выше о китайской науке стратагем:

  1. Китайцы почти инстинктивно стремятся разделить свою жизнь и свое знание, в том числе и представление о самих себе, на два аспекта: “внутренний” и “внешний”. В области этики последний соответствует знаменитым на весь мир китайским понятиям “церемонии” и “лица”. Значение этих понятий определяется тем, что для китайцев личность есть то, чем она является для других. Лицо есть знак социальных претензий человека и, главное, признания этих претензий другими. Лицо (в отличие, скажем, от чести европейского аристократа) есть качество приобретенное, и его можно потерять помимо своей воли — достаточно окружающим вести себя так, словно они не признают статус данного лица. Отсюда такие традиционные черты китайских нравов, как презумпция виновности (человек, обвиненный публично, даже не имел права не признавать своей вины) и постоянный страх потерять лицо, выражавшийся, помимо прочего, в требовании иметь “смиренный вид”, “все хорошее относить на счет других, все дурное относить на свой счет”. Знаменитые “китайские церемонии” с их наигранной скромностью и уступчивостью были, конечно, средством взаимного поддержания лица в китайском обществе. Другим любопытным проявлением той же “церемонности” оказывается присущий китайцам страх обнаружить свое незнание того или иного предмета, доходящий, к примеру, до того, что китаец никогда не признается в том, что не знает маршрута, о котором его спрашивает случайный прохожий.
  2. Забота о сохранении лица сопрягается в китайце с исключительным вниманием к собственному телу — вместилищу мистической глубины Сердца (собственно, понятие индивидуального “я” в Китае и обозначалось словом “тело”). Поэтому в китайцах церемонность сочетается с необычайной непринужденностью в быту. Удовольствия и отдохновение тела в глазах китайцев только и придают жизни смысл; мудрый “вскармливает свою жизненность”.
  3. Тот же параллелизм “внутреннего” и “внешнего” распространяется и на общественную жизнь китайцев. Официальная идеология соответствует “лицу” всего китайского общества, но она, в сущности, служит лишь прикрытию его действительных, вполне материальных, удовольствий. Официальные институты обязательно имеют свои теневые параллели, воспроизводящие обычно родственные, реже религиозные (как в народных сектах), школьные или дружеские связи. Наличие параллельных структур — официальной и теневой — в китайском обществе делает весьма запутанным вопрос о границах компетенции того или иного лица и об источнике власти в целом. Не будет преувеличением сказать, что китайцы постоянно живут в этой атмосфере неопределенности и, более того, охотно укрепляют ее, ибо такое положение дел соответствует глубинным посылкам их миросозерцания. Одно из излюбленных фраз китайцев (а также и их учеников японцев) является суждение о том, что такой-то вопрос “очень сложен”, и его “нужно исследовать” и что, наконец, сами китайцы — “очень сложные люди”.
  4. Власть в Китае проистекает из способности “сделать паузу”, принять ситуацию во всей ее неопределенности и посредством внешней уступчивости, своего отсутствия в деле выказать свою предельную жесткость и непреклонность. Поэтому власти в Китае обязательно сопутствует тайна. Политика видимая — это всегда дымовая завеса; она формируется тем самым “церемониалом”, который призван прикрывать “внутренние” интересы. Искусным политиком слывет тот, кто умеет сполна выстроит оба ряда своей деятельности — внешний и внутренний. Мудрого политика китайцы любили уподоблять зеркалу, которое выявляет все вещи, никак себя не выказывая. Соответственно, главным свойством правителя в Китае считалась так называемая “добродетель”, которая на самом деле обозначала не соблюдение условностей обыденной морали, а жизненную мощь, полноту жизненных свойств той или иной ситуации. Человек “добродетели”, по представлениям китайцев, без усилия побуждает других повиноваться ему, и именно потому, что сам не живет “для себя”, но целиком погружен в поток вселенской сообщительности Сердца. Разумеется, видимая скромность, неприметность человека и есть лучший знак власти. Как гласит старинная китайская поговорка, “настоящий человек не показывает себя, а кто показывает себя, тот не настоящий человек.

Источник: https://psycho.ru/library/1898

В чем секрет популярности китайской кухни — магазета

Китайская кухня может показаться результатом безумного эксперимента, но на самом деле это выверенная система сочетания вкуса и питательной ценности.

И этот вечный поиск баланса между вкусным и полезным находит достойное решение в китайской кулинарной традиции. Почему хлеб должен быть сладким, а шоколад — не очень, читайте в проекте Юлии Пашкевич «Алхимия китайской кухни» — специально для Магазеты.

В этом выпуске — о том, как китайцы сочетают сразу несколько вкусов в одном блюде и почему это вкусно.

5 базовых вкусов + умами

Вкусовые привычки формируются у людей очень рано и не претерпевают существенных изменений на протяжении жизни.

Именно поэтому иностранцы, которые попробовали китайскую кухню уже в зрелом возрасте, обычно делятся на две категории – те, кому она по душе, и те, которым китайские блюда неприятны.

Многие отмечают, что китайская еда сильно острая, слишком соленая, неприятно пахнет или просто невкусная.

Если к остроте и чрезмерной пряности блюд еще можно привыкнуть, то текстуры порою приводят иностранцев в тупик. Чем привлекают китайцев костлявые утиные шейки или куриные лапки? Или десятки разновидностей тофу разной степени благоухания? Давайте поближе познакомимся с некоторыми мультивкусовыми продуктами, популярными как среди китайцев, так и иностранцев.

Все дело в так называемом коугань (口感). Это комплексное ощущение вкуса, аромата, текстуры и послевкусия, которые вызывает у нас еда. Сочетание приятных коугань с многогранным вкусом – залог успеха блюда.

 При всей нарочитой простоте приготовления: порезал, приправил, бланшировал, китайская кухня очень дотошна.

В особенности, это касается правильного использования и комбинирования пяти базовых вкусов: кислого суань (酸), сладкого тянь (甜), соленого сянь (咸), горького ку (苦) и острого синь (辛).

А в 1907 году японский химик Кикунэ Кедэ открыл новый, шестой вкус — умами (сяньвэй, 鲜). Ученому удалось синтезировать из морских водорослей богатое вкусом умами вещество — глутаминовую кислоту.

Которую вскоре выпустили на рынок как пищевую приправу, под названием «глутамат натрия». Умами часто соотносят с соленым вкусом, который также подчеркивает и усиливает вкус блюд.

Некоторые называют этот вкус пикантным и мясным, другие – обволакивающим и солоноватым.

В каких продуктах найти китайские вкусы? По порядку: кислый, сладкий, соленый/умами, горький, острый

Имея в исходном варианте пять традиционных вкусов плюс умами, китайские повара творят с ними чудеса, придавая одному и тому же ингредиенту абсолютно разные вкусовые интерпретации.

Именно поэтому наибольшую любовь и известность завоевали именно те блюда, которые характеризуются многогранностью вкусовых сочетаний, например, юйсянжоусы (鱼香肉丝, кисло-остро-сладкое блюдо из свинины и бамбука), гунбаоцзидин (宫保鸡丁, пряное остро-сладкое куриное мясо с арахисом) и гобаожоу (锅包肉, хрустящая свинина под кисло-сладким соусом).

Гобаожоу. Источник: Huitu.com

На Западе такое искусство комбинирования вкусов называется «flavor layering». Оно концептуально очень похоже на то, как в китайской кулинарии подходят к понятию «вкуса».

В его основе лежит концепция о том, что люди – существа всеядные, поэтому в нас заложена тяга к разнообразию в еде. Если постоянно есть только сладкое, то рано или поздно захочется соленого или кислого.

А вот если еда обладает многогранностью, то есть, в ней сочетаются несколько вкусов, то они ощущаются вкусовыми рецепторами во рту комплексно. Это приводит к большему наслаждению и насыщению едой, а также заставляет людей вновь и вновь возвращаться к этому продукту.

На Западе, в особенности в англоговорящих странах, уже никого не удивить соленой карамелью (сладкое-соленое), беконом под кленовым сиропом (умами-сладкое), сыром с клубникой (умами-сладкое-кислое) или кофе с лимоном (горько-кислое).

Стоит отметить, что не только блюда традиционной кухни обладают богатым вкусом и интересным коугань, обычные снеки из магазинов порой оказываются куда занятней. Апогей мультивкусового снекинга — сладкое мясо, которое можно купить в абсолютно разных видах, например, сушеном или вяленом, а также в виде мясной стружки жоусун 肉松.

Хуншаожоу

Почему китайцы любят сладкое мясо?

Так уж повелось, что китайские полуфабрикаты из мяса чаще всего сладкие, если только вы не покупаете их в иностранном магазине.

Сушеное мясо, сосиски, гонконгские мясные/рыбные шарики, даже такое классическое блюдо как хуншаожоу (红烧肉, томленый свиная грудинка в сладко-пряной подливе из соевого соуса, красного вина, сахара, корицы, аниса и пр.) – довольно сладкие.

В Китае считается, что сладкий вкус как никак лучше подчеркивает и усиливает вкус мяса, а также придает ему особенную мягкость и нежность.

Даже щепоть сахара может преобразить блюдо, а хороший сладко-пряный маринад с соевым соусом задействует все вкусовые рецепторы во рту, создав эффект многогранности вкуса. Почитайте состав развесных готовых продуктов из мяса[1], почти везде вы найдете соевый соус, сахар и глутамат натрия. В этом сочетании и кроется популярность этих продуктов.

Сладкое сушеное мясо – жоугань (肉干) завоевало любовь жителей не только на юге Китая, в Гонконге и Макао, но и на Юго-Востоке страны.

Жоугань продается в виде традиционных тонких полупрозрачных, коричнево-красных пластинок.

Сладкий, насыщенный, мясной вкус и текстура чуть плотнее бастурмы достигаются путем маринования мяса в сахаре, соевом соусе, пряностях, соли и последующей продолжительной сушкой при температуре 50-60 ºС.

Классическое сушеное мясо очень сладкое, довольно жесткое и требует усиленной работы челюстей. Обычно, его делают из свинины, хотя в последнее время стали появляться версии из говядины.

Специи могут быть самыми разными, но в последнее время огромную популярность завоевало жоугань с черным перцем.

Порой, мясо не только подсушивают, но и коптят на дровах, для более насыщенного аромата барбекю, который как нельзя лучше сочетается со сладким маринадом.

Чжужоули. Источник: Huitu.com

К жоугань можно отнести и джерки – кусочки сушеного подслащенного мяса. Китайское название зависит от формы продукта – если это маленькие кусочки, то это нюжоули (牛肉粒) или чжужоули (猪肉粒). Если это продолговатые, плоские кусочки – жоупянь (肉片).

Читайте также:  Как правильно спилить дерево — можно ли сделать это самому и куда обращаться?

По вкусу и текстуре это блюдо сильно напоминает бастурму или сырокопченый балык, но более сладкий. Джерки выпускают в абсолютно разных формах – начиная от маленьких мясных конфет, заканчивая 30-сантиметровыми пластами.

К слову, благодаря хорошему вкусу, высокой калорийности, и длительному сроку хранения, с 1996 года джерки входит в меню питания астронавтов НАСА. Высокое содержание белков по отношению к углеводам позволяют назвать джерки «здоровым» снэком.

Неудивительно, что китайские мамочки любят потчевать своих чад именно мясными, а не шоколадными конфетами.

Острое — на первое и горькое — на десерт

С наступлением холодов в постоянном рационе китайцев появляется малатан (麻辣烫). Малатан – блюдо сычуаньской кухни, горячо любимое и за пределами этой провинции.

Его фишка заключается в том, что в состав входит сычуаньский перец — невероятно ароматный, пряный и освежающий, он также вызывает во рту ощущение онемения. Если вы когда-то ели недозревшую хурму, то знаете, о чем речь.

Но в отличие от «вяжущего» онемения, от сычуаньского перца во рту распространяется «пряное» онемение. Это воистину гениальный суп-конструктор, степень сладости и остроты которого вы можете выбрать сами.

К нему также можно добавить множество дополнительных приправ: соус из кунжута, уксус, арахис, чеснок, кинза, чили, сычуаньский перец и пр. Суп готовится из базовых ингредиентов, выбор которых огромен, начиная от листьев салата, заканчивая шашлыками из куриного мяса. Каким бы требовательным гурманом не был человек, он всегда сможет сделать малатан лично под себя.

Выбор продуктов для малатана очень широк.

Еще один мультивкусовой продукт, завоевавший невероятную любовь китайцев – маття или в другом варианте матча (抹茶). Это порошок из измельченного листа зеленого чая определенных сортов.

Терпкий ярко-зеленый напиток чрезвычайно полезен, так как обладает мощнейшими антиоксидантными свойствами и богат аминокислотами.

Помимо всего прочего, матча содержит «мягкий» кофеин, и в отличие от кофе – не «ударяет в голову», а действует медленнее, но и эффекта хватает на дольше.

Маття – классический ингредиент во многих азиатских десертах, напитках и выпечке, так как его вкус «раскрывается» именно в сочетании с молочными продуктами и сахаром.

В Китае и Японии он популярен настолько, что существуют кофейни, посвященные десертам исключительно со вкусом маття. Особенно популярны горько-сладкие латте с маття вместо эспрессо, а также мороженое, печенье и шоколад.

Да-да, белый шоколад с добавлением маття, что придает продукту восхитительный пастельно-зеленый оттенок.

Мороженое с маття

Как же не упомянуть о культовом суаньмэйтан (酸梅汤) —  кисло-сладком, солоноватом напитке из копченых слив (乌梅). Суаньмэйтан – один из популярнейших прохладительных напитков в Китае, продается как на разлив, так и бутилированный. Он был известен уже во времена династии Сун, около тысячи лет назад.

Традиционный метод приготовления суаньмэйтан включает в себя проваривание копченых слив с добавлением плодов китайского боярышника, корня лакрицы, сахара и османтуса. К сожалению, в последнее время в Китае очень сложно найти настоящий, наваристый суаньмэйтан. А вот порошкового – хоть отбавляй.

Как и большинство старых рецептов, помимо многогранного вкуса, суаньмэйтан может похвастаться и лечебными свойствами, он улучшает аппетит и стимулирует пищеварение.

Суаньмэйтан. Источник: Huitu.com

Вы когда-нибудь пробовали баоцзы с начинкой из мэйганьцай (梅干菜)? Если нет, то срочно бегите в магазин. Мэйганьцай — одна из популярнейших в Юго-Восточном Китае начинок для выпечки – сладко-соленая, в меру пряная.

Это высушенные и ферментированные стебли китайской горчицы, рапса или капусты. Процесс изготовления очень трудоемкий, прежде чем оказаться в булочке, мясистые стебли растений многократно промывают, сушат на солнце, отваривают и ферментируют.

Мэйганьцай используют не только для начинок в баоцзы или выпечке, но и как обычное соленье в дополнение к рису или мясу.

В любой китайской деревне можно увидеть как сушат мэйганьцай. Источник: Huitu.com

Еще один богатый вкусом умами продукт — чацзидань (茶鸡蛋). Это куриные яйца, отваренные в черном чае, соевом соусе и смеси пряностей.

Процесс приготовления довольно прост: варим яйцо до крутого состояния, затем надбиваем скорлупу в нескольких местах и помещаем яйцо снова вариться на протяжение 20-ти минут в настое из чая и пряностей. Обычно, для варки используется приправа «пять специй»[2], но бывают и региональные вариации, вплоть до добавления в отвар черничного сиропа на Тайване.

Очистив скорлупу «правильного» чайного яйца, на потемневшем белке должен быть красивый, темно-коричневый мраморный узор. Яйца обладают уравновешенным пряно-соленым вкусом и сладко-древесным послевкусием.

Чацзидань. Источник: Huitu.com

Словом, если вам однажды захочется посыпать жареный картофель сахаром, знайте – вашему рациону не хватает вкусового разнообразия. Не мешкайте и закажите порцию-вторую кисло-сладкой свинины и жизнь мгновенно заиграет новыми красками. 慢慢吃 и приятного Вам аппетита!

Фотографии (кроме отмеченных): из личного архива Юлии Пашкевич.

Для заглавной иллюстрации использовано фото Jens Schott Knudsen.

Другие выпуски «Алхимии китайской кухни»

Wǒ ❤ Magazeta

Вам понравилась наша статья? Возможно, она будет интересна и вашим друзьям — поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Источник: https://magazeta.com/2018/02/kougan-layering/

В чём секрет успеха китая?

Мировой соцсистемы уже нет, Запад погружается в пучину кризиса, а Поднебесная продолжает уверенно идти социалистическим путем и берет все новые вершины.  В чем секрет успеха?

Не важно, какого цвета кошка

Еще на рубеже 50-х годов прошлого века Китай был сугубо аграрным государством, сотрясаемым революциями и восстаниями. Выбор в пользу социалистической модели принес на эти земли некоторую упорядоченность и дал ориентир для движения. СССР тогда воспринимался маяком для многих. Пекин сперва взял курс на сближение с Советским Союзом.

В итоге из страны “победившего социализма” в Китай потянулись вагоны с оборудованием, техникой, товарами. Начался первый виток индустриализации. Потом отношения разладились. В Поднебесной вознамерились сделать “большой скачок” и за счет концентрации всех ресурсов выйти на мировые позиции в том числе по выплавке чугуна. Но не получилось.

  Затем настал черед “культурной революции”, тоже имеющей неоднозначные оценки. Чем бы закончилась череда экспериментов, трудно сказать. Однако времена главных перемен наступили с приходом к власти Дэн Сяопина.

Основной экономический изъян соцмодели — незаинтересованность работников в результатах труда (на всех уровнях декларировалась всеобщая госсобственность) — был устранен одной фразой, ставшей впоследствии самой популярной: “Не важно какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей”.

“Изучив факты, Пекин сделал вывод о том, что ни советская коммунистическая модель, ни модель западной демократии не подходят развивающейся стране в качестве средства модернизации и что демократизация обычно следует за модернизацией, а не наоборот, — говорит профессор Женевской школы дипломатии и международных отношений Чжан Вэйвэй. — Поэтому в 1978 году Пекин решил пойти по собственному пути развития и начал крупномасштабную программу модернизации”.

Компартия Поднебесной открыла шлюзы для частного предпринимательства. Повсеместно стали образовываться свободные экономические зоны, куда и устремились западные инвесторы.

В остов прежней соцэкономики были вклинены наиболее рациональные элементы из капиталистической системы, которая еще тогда строилась на соединении госрегулирования и рынка.

В Китае за государством остались основополагающие секторы: энергетика, банки, крупная промышленность. Такой расклад сохранился до сих пор.

Стратегическое партнерство

За 20-летний период товарооборот Беларуси и Китая вырос примерно в сто раз — с 34 миллионов долларов до 3 миллиардов в прошлом году (экспорт белорусских товаров в Китай достиг 697,1 млн долларов, что на 36 процентов больше по сравнению с 2010 годом). Ключевыми белорусскими экспортными товарами стали калийные удобрения, карьерные самосвалы, комбайны, тракторы.

Космический прорыв

Сегодня ВВП Китая уступает только США. Новый глобальный сборочный цех притягивает мощные иностранные корпорации традиционно безукоризненной восточной рабочей дисциплиной и, что немаловажно, относительно невысоким уровнем оплаты труда по сравнению с Западом.

Сейчас, наверное, трудно найти точку на земном шаре, где бы не продавались товары made in China. И речь идет не только о ширпотребе, но и высокотехнологичной продукции.

При этом КНР активно развивает собственный научно-технический сектор (объем разработок уже сопоставим с американским).

К тому же страна Срединного царства, как эту территорию называли в древности, теперь космическая и ядерная держава.

Ставка на производственную сферу позволила государству с населением почти в полтора миллиарда человек резко нарастить экспортный потенциал, а дешевизна товара по сравнению с европейскими и американскими аналогами (что достигается в том числе и за счет занижения юаня — кстати, и девальвация рубля в прошлом году в Беларуси также позволила нам нарастить поставки за рубеж) ведет к тому, что иностранные рынки, привыкшие к большим ценам, сдаются без боя. Естественно, являясь мировым лидером по добыче многих природных ископаемых, выпуску телевизоров, радиоприемников, мобильных телефонов, стиральных и швейных машин, велосипедов, мотоциклов, автомобилей, часов, фотоаппаратов, тканей, цемента, обуви, мяса Пекин аккумулирует и значительную сумму глобальных денег. За десять лет валютные запасы этой страны-“легенды XXI века” увеличились с 200 миллиардов долларов до трех триллионов. Таким образом, судьба доллара теперь находится в руках у Пекина. И если бы он решил свои сбережения выбросить на биржи или хотя бы даже ненароком потянулся к валютному кошельку, это вызвало бы сокрушительное финансовое цунами, которое смело бы целые страны.

Небоскребы, небоскребы

Больше всего небоскребов (высотой более 150 м) в Китае (вместе с Гонконгом и Макао) — 864, в США — 667, в Японии — 175, в Объединенных Арабских Эмиратах — 152, в Южной Корее — 137, в Австралии — 73, в Сингапуре — 67.

К 2025 году Китай планирует построить столько небоскребов, что в них смогут разместиться жители десяти городов размером с Нью-Йорк.

К 2030 году в Китае добавится новых горожан больше, чем все сегодняшнее население Соединенных Штатов.

“Группа двух”

есмотря на политические разногласия между США и КНР, две державы стараются избегать в отношении друг друга резких движений.

Более того, Барак Обама во время официального визита в Пекин пару лет назад предложил создать по аналогии с “Большой восьмеркой” и “Группу двух” (КНР и США), которая бы правила миром.

И это был не просто дежурный комплимент или дипломатический реверанс, а элемент целой стратегии, разработанной на перспективу. Пока Вашингтон ответа не получил. Но что будет дальше?

Пекин привык все тысячу раз взвесить, прежде чем один раз принять решение. Так получилось и с призывами из Брюсселя помочь терпящему бедствие кораблю Евросоюза. Китай не стал выкупать обесцененные облигации Греции и иже с ней.

В то же время открытые кредитные линии для Беларуси уже составили 16 миллиардов долларов. Президент Александр Лукашенко, встречаясь с руководством КНР, неоднократно подчеркивал, что наша страна может стать площадкой для продвижения китайской продукции в Европу.

С таких же позиций Минск рассматривает и Пекин — как ворота  в обширный азиатский регион.
В Поднебесной уже работают предприятия по выпуску наших тракторов, автомобилей.

В Беларуси китайцы модернизируют заводы, электростанции, строят жилье, а в этом году дан старт амбициозному проекту — Белорусско-китайскому индустриальному парку.

Конечно, Минск, проводя активную многовекторную политику, рядом глобальных игроков воспринимается как нежелательный конкурент. Но без жесткого от-стаивания национальных интересов в нынешнем мире невозможно сохранять суверенитет.

Каждая страна при выборе партнеров отдает предпочтение экономической составляющей. Именно этот принцип позволил Пекину выйти в лидеры. Что же касается его внешней политики, то она определяется как неконфликтная. КНР в последние годы не направила за рубеж воевать ни одного своего солдата. Да и ее экономическая стратегия далека от экспансии.

США для установления контроля над территорией Афганистана и кладовыми Ирака отдали предпочтение полномасштабным армейским действиям, силовым методом шло воздействие на Ливию, а теперь — Сирию и Иран. КНР же, становясь одним из главных потребителей углеводородов, действует иначе: за пять лет в иранский нефтяной сектор вложено 120 миллиардов долларов.

  И так всюду: не забрать — а вместе заработать.

“Прыжок тигра”

Реструктуризация экономики и повышение эффективности способствовали более чем десятикратному увеличению ВВП Китая за период с 1978 по 2011 год.

По объемам сельскохозяйственного и промышленного производства Китай уже обогнал США. 80 процентов иностранных инвесторов — это этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом.

По объему экспорта КНР занимает 1-е место в мире. Экспорт дает 80 процентов валютных доходов государства.

На пути к мировой валюте

“Пекин не навязывает себя никому, — отмечает политолог Владимир Соснов. — Ключом к постижению китайской политики является понятие стабильности. Это касается как и самой страны, прошедшей через бури революций, так и выбора партнеров и отстаивания принципов миропорядка”.

Юн Ма, главный экономист Deutsche Bank убежден, что “номинальный рост ВВП второй глобальной страны может превзойти рост Соединенных Штатов в течение десяти ближайших лет, периода, который будет, вероятно, сопровождаться и усилением юаня”.

Во взаимной торговле с Китаем все больше стран переходят на юань. Несколько лет назад своп-схемы были применены во взаиморасчетах между Минском и Пекином, а позднее между Поднебесной и Австралией, Японией, Бразилией, Россией, Украиной. Юань пока не является мировой валютой. Но это пока?

Источник: http://news.21.by/other-news/2012/07/13/566122.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дизайн Дома
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector