Разновидности витражей – чем отличаются?

Что такое витраж? Виды и стили витражей. Витражи Тиффани :

Что такое витраж? Мерцающие блики, свет, исходящий изнутри, разливающееся сияние на стенах, убегающие ввысь узоры, – все эти эффекты вы сможете ощутить, если позволите ворваться в ваше личное пространство одному из многовековых видов искусства.

Стремление красиво обустроить свое жилище было присуще человеку в разные временные эпохи. Мастерами древности было оставлено для нас благородное наследие. Оказывается, загадочную атмосферу в доме можно создать с помощью игры света.

Определение

Поскольку мы будем говорить о произведении искусства, издавна известном и довольно популярном в настоящее время, постараемся дать обобщающее ему определение.

Что такое витраж? Это цветное декоративное изображение, предназначенное для оформления каких-либо проемов и рассчитанное на проникновение солнечного света. Однако их можно охарактеризовать и по-другому. Все зависит от техники выполнения и предмета, служащего основанием для декорации.

История

Издавна витражи служили украшением для соборов и монастырей, но со временем они проникли в общественные и жилые помещения. Подлинные произведения искусных мастеров сохранены во Франции, Англии и Германии.

Было время, когда интерес к витражу был утрачен. В начале XVIII века, после продолжительного времени забвения, придворные мастера Западной Европы усердно работали над восстановлением старых технологий. Между тем были созданы новые рецепты для окрашивания стекол и постепенно совершенствовались способы соединения отдельных элементов.

Некоторые пытались имитировать витражи на стекле с помощью рисунков на бумаге, которые клеились в оконные проемы. При этом использовались масляные краски, которые со временем утрачивали свои свойства. В этот период витражное искусство мало было известно на мировом рынке.

В начале XX столетия витражная техника обрела широкий размах и стремительно шагнула вперед.

Развитие технического прогресса послужило упрощению и скорости производства различных материалов, необходимых для выполнения декораций. Значительно расширилась и сфера их применения.

В технике витража выполняются украшения для оформления зеркал, мебели, дверных проемов, потолков, светильников и ювелирных изделий.

Используемые инструменты

Для создания витражей мастера пользуются шлифовальной машиной, стеклорезом, паяльником и линейкой на присосках. Вещества для окраски и спайки продаются в виде порошка, поэтому для их распределения существует специальное ситечко.

В работе могут понадобиться следующие материалы: кисти, металлическая лента, клей и транспарентные краски. Если вы являетесь творческой личностью и желаете самостоятельно освоить витражное дело, то у вас есть такая возможность. Для этой цели издаются обучающие пособия и выпускаются материалы и инструменты, которые можно приобрести в специализированных магазинах.

Техника

Что такое витраж в современном понимании? К данному виду монументального искусства относятся любые прозрачные изображения, выполненные либо на самом стекле, либо на его отдельных элементах. Они могут представлять полную картину или орнаментальную декорацию. Выше мы уже упоминали о том, для заполнения каких прикладных предметов домашнего обихода может использоваться витраж.

Идеи, которые были воплощены современными профессионалами, значительно расширили технологическое исполнение узоров. Например, ранее для скрепления стеклянных отрезков использовались свинцовые перемычки.

С металлической фольгой, пришедшей им на смену, работать стало гораздо удобнее. За счет своей гибкости она делает изделие более эластичным и позволяет складывать фрагменты рисунка с применением выпуклостей или впадин.

Соединительные контуры, выполненные таким способом, выглядят тоньше и изящнее.

Популярными стали композиции, нанесенные на пластиковые окна. Их размер варьируется с учетом доступа света в помещение. Для их исполнения применяют комбинированную технику. Картины могут выкладываться из бесцветных стекол в сочетании с окрашенными. Весь рисунок или отдельные его части оформляются росписью с использованием керамических красок.

Витражи на стекле могут выполняться полностью из плотного прозрачного материала, на который нанесен контур геометрического рисунка или композиции из цветов. Завершающим этапом в этой технике является нанесение красочной декорации.

В работе используются стекла, прошедшие предварительную обработку. Таких способов существует немало. Сюда относятся различные методы резки, гравировка и шлифовка.

Чтобы создать имитацию деформированного стекла, его обрабатывают с помощью химических реактивов. Такой способ называют травлением.

Подобный эффект достигается путем воздушной струи с песком, которая направляется на поверхность стекла.

В частности, виды витражей различаются по технике исполнения. Несмотря на многогранность такого мастерства, все-таки из них можно выделить 4 основных типа: готический (классика), фьюзинг, витражи Тиффани, имитация классических произведений.

Готический стиль

Работая над композициями, мастера старались отразить приверженность к чему-то возвышенному, утонченному. Готический витраж – это воплощение изящества и величия. Чтобы выделить подобные черты, элементы витража создавались на фоне сочетающегося с ними интерьера.

Основой служили архитектурные здания с огромными окнами, в каждом из которых было обязательным наличие изображения в этом стиле. Чаще всего зритель мог наблюдать сюжетные сцены бытового и религиозного характера. Стекло окрашивалось в яркие цвета, а затем на нем выскабливали силуэты людей и живописные узоры.

Готическому витражу присущи насыщенные тона и стремительно тянущиеся вверх формы. Основными цветами для изображения орнамента служили красный, фиолетовый, синий, желтый и коричневый. Для придания контрастности использовали черные, зеленые и рубиновые тона.

Тиффани

Что такое витраж, созданный в технике Тиффани? Это живая графика, отличающаяся натуральностью изображенных образов, подобно тому как это может выразить художник на картине, нарисованной на холсте.

Шедевральное искусство получило такое признание благодаря его основателю Луису Комфорту Тиффани, который также разработал незаменимый для подобного вида произведений материал.

Изделия из опалового стекла всегда отличались интересной внутренней структурой и богатой палитрой красок. За счет выпуклостей и несколько вогнутых некоторых элементов орнамента, создается впечатляющая картина мерцающих тонов. Достичь подобного эффекта позволяет профессиональная технология, применяемая мастерами.

В основном это ручная работа, которую повторить уже невозможно. Из стекла различного размера выкладывается своеобразная мозаика, каждый фрагмент которой обрамлен в медную ленту. Швы, закрепленные с помощью свинцово-оловянного припоя, делают изделие более весомым. Это определяет качество и уникальность ручной работы. Авторский шедевр выглядит весьма сложным и эксклюзивным.

Для создания орнамента используются очень мелкие стеклышки, которые качественно обтачиваются. Благодаря этому изделие получается ажурным. Подобные витражи, выполненные в классическом стиле, подходят для любого типа интерьера.

Витражи Тиффани значительно отличаются от классических и не привязаны к одному направляющему профилю. Поскольку это очень трудоемкий процесс, требующий немало затрат и времени, то и оценивается он недешево.

Чтобы привнести в свой интерьер особую изюминку, можно использовать некрупные фрагменты этого вида витража. С помощью художества, выполненного в подобной технике, профессионалы создают завораживающие небольшие декорации, абажуры, вазы, плафоны и прочие атрибуты.

Фьюзинг

Создание витражей в технике фьюзинг отличается тем, что в итоге получается слитная картина без традиционных спаечных швов.

На бесцветное стекло выкладывается многослойный цветной рисунок и помещается в специальную печь. Под воздействием оптимальной температуры фрагменты изображения спекаются и выглядят как единое целое.

Путем плавки можно объединять дополнительные элементы, например серебристую проволоку.

Имитация художественных витражей

Упрощенные варианты художественных композиций позволяют красиво и дешево обустроить интерьер любой комнаты. Чтобы как можно лучше отразить классический витраж, используется несколько типов техники. Вот самые популярные из них:

  • фотопечать на стекле;
  • изображение, нанесенное в виде художественной росписи;
  • техника заливного контурного витража: на поверхности стекла создается полимерная основа из многочисленных модулей и в каждый из них заливается цветной лак;
  • пленочный витраж: с помощью тонировочной пленки выполняется имитация отдельных элементов стеклышек, а из самоклеющихся свинцовых протяжек формируются контуры стыков.

Фотопечать и пленочный витраж чаще всего используется для оформления потолков.

Стили

Как правило, современные цветные витражи пропитаны светской тематикой и соответствуют эстетическим требованиям дизайна. Чтобы декоративное украшение гармонично сочеталось с основным интерьером, важно учитывать его принадлежность к определенному стилю и цветовому решению. Витраж по-настоящему украсит помещение только в том случае, если он максимально впишется в интерьер.

Популярные стили витражей: модерн, классический, готический и изображения египетского направления. Узоры в виде абстракции подходят для многих дизайнов интерьера.

Заключение

Возможно вы считаете, что витраж – слишком дорогое удовольствие. Или же, как и многие люди, согласны с тем, что произведениям искусства место только в музее.

Однако это не всегда так. В жилых домах художественные картины со стекла начали использоваться после того, как появился стиль модерн. Касательно стоимости все решается просто.

Во-первых, благодаря современным технологическим достижениям, затраты на изготовление витражей существенно снизились и, соответственно, цена на них.

Во-вторых, можно приобрести несколько небольших предметов со стеклянной мозаикой, которые оригинально впишутся в ваш интерьер.

Источник: https://www.syl.ru/article/364840/chto-takoe-vitraj-vidyi-i-stili-vitrajey-vitraji-tiffani

Что такое витраж?

(1 голосов, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка…

Термин «витраж» означает, процесс объединения различных частей цветного стекла. Витражами называют своеобразные картины, обладающие прозрачностью, имеющие рисунки, узоры.

Выполняются витражи из стекла или непосредственно на стекле. Цвет витража образуется путем добавления солей металлов в процессе производства стекла.

С течением времени понятие витраж приобрело более широкий смысл.  Сейчас витражами называют также декорирование фонарей, куполов, и особых художественных изделий.

Витражи используются не только в целях придания помещению неповторимости, но и для некоторой изоляции первых этажей от постороннего взгляда.

Какие бывают витражи?

Существует множество видов витражей, это неполный перечень разновидностей витража:

  • Мозаичный: обычно имеет геометрическое строение одинаковых по раз меру элементов;
  • Наборный: делается с помощью вырезаемых элементов из стекла;
  • Спечной  (фьюзинг): изготавливается путем запекания разного цвета элементов стекла;
  • Расписной: выполняется путем расписывания стекла специальными красками;
  • Травленый:  изготавливается с помощью техники травления;
  • Паечный: небольшие кусочки стекла запаиваются в свинцовую оправу, а затем спаиваются между собой;
  • Фацетный: очень прочный вид витража. Он используется для межкомнатных дверей;
  • Комбинированный: изготавливается путем сочетания нескольких видов витражей, изготовленных разными приемами;
  • Кабошон: способ дополнительного нанесения объемной вставки из прозрачного стекла;
  • Витраж с узором «Мороз»: изготавливается с помощью столярного клея и желатина;
  • Нацвет: изготавливается путем горячей обработки, когда на толстый слой стекла напаиваются более мелкие цветные элементы.

Устройство витражей

Витражи изготавливаются различными способами:

  • Классические: это самый дорогой способ, также он очень трудоемкий. Для его создания из цветных стекол вырезаются элементы картин и затем обрамляются специальной свинцовой рамкой. После этого подготовленные таким образом части картины припаиваются к другим элементам. Для создания достойного витража необходимо запастись большим количеством разнообразного цвета стеклами.
  • Витражи с добавлением деревянных контурных элементов: этот вид поражает своей оригинальностью. Используется для интерьера веранд либо на деревянных дверях. Изготавливается путем поперечного распила дерева вместе с большим количеством веток. После обработки этот распил вставляется раму и затем пустоты заполняются стеклом разного цвета.
  • Имитация витража изготовленного классическим способом: элементы цветного стекла наклеиваются на полотно прозрачного куска и между элементами прокладывается свинцово-оловянный припой.
  • Витражи с использования лака для контура: самая дешевая техника.  Первоначально с помощью лака формируются специальные бортики. После их высыхания пространство между ними заливается особой краской.

Чем отличается витраж от окна?

Главное отличие окон и витражей заключается в том, что витраж может иметь большую остекленную площадь.  В некоторых случаях витражи изготавливаются для имитации стены.

Вид витража, когда заполняется место высотой в один этаж называется – витрина. Изготавливается такая витрина из крепких модулей и несколько слоев стекла. Количество слоев стекол зависит от климатических условий, а также от качества среды помещения.

В некоторых случаях создаются особые проходные конструкции витражей и витрин, когда человек может пройти по пространству между двух витрин. Для этого создается специальный проем для возможности войти внутрь.

Такие конструкции могут устанавливаться  начиная с первого этажа, но не ниже чем 30 сантиметров от поверхности земли. Чтобы устранить нежелательный эффект блика используются специальные средства, либо производят установку с наклоном от 10 до 15 градусов.

Создание объектов витража требует точности и мастерства. Но в результате может получиться очень интересный объект.

Читайте также:  Установка рольштор «день-ночь»

А также смотрите видео урок, о том как сделать витраж из стекла:

Источник: http://mrokna.ru/vitrazhi/chto-takoe-vitrazh.html

Витражное остекление — что это такое и где оно используется?

Витражное остекление востребовано в строительстве бизнес-центров, супермаркетов, аквапарков и прочих зданий. Оно пользуется популярностью при возведении отелей и спортивных сооружений. При постройке жилых зданий его нередко используют для остекления зимних садов, оранжерей, летних веранд и балконов. Им украшают мансарды загородных домов. 

к содержанию ↑

Что такое витражное остекление?

Витражными системами называются оконно-дверные системы, монтаж которых производится изнутри здания и фиксируется штапиком.

В качество основы витражного остекления используются стеклопакеты (32 мм – двухкамерные или 24 мм – однокамерные). Они могут иметь исполнение, различное по степени сложности конфигурации. Применяется и обычное стекло. Стеклянные витражи постепенно вытесняют пластиковые окна. Это обусловлено их облегченной конструкцией, для которой не требуется установка усиливающих профилей.

к содержанию ↑

Когда используется витражное остекление?

Применение витражного остекления в частном доме

При необходимости остекления лестничных маршей и фасадов здания. Такой прием облицовки здания делает его неповторимым. Витражное остекление целесообразно устанавливать на фасадах развлекательных, торговых и бизнес центров, мемориальных и спортивных сооружений, ресторанов и кафе. Это привлекает больше посетителей.

В системе витражного остекления предусмотрена возможность встраивать окна с различным типом открывания.

Витражное остекление входной группы здания

При остеклении входных групп с тамбуром.

Оптимальное применение этого вида в остеклении витрин кафе и ресторанов, входных групп учреждений культуры, например театров. Оно создает необходимый эстетический эффект восприятия этих зданий. В нем обязательно наличие встраиваемых дверей. Тип открывания любой.

Пример остекления веранды

Для остекления оранжерей, зимних садов, веранд, лоджий или балконов. В них предусмотрено оснащение встраиваемыми окнами и дверями (при необходимости).

Витражное остекление балконов – оптимальное решение при необходимости закрытия достаточно больших проемов. Оно отличается от традиционного остекления (с использованием деревянных рам) тем, что конструкция витража не только пропускает дневной свет внутрь жилого помещения, но и способствует его защите от вредного воздействия ультрафиолетового излучения.

Стоит отметить, что под понятием витражного остекления балконов, как правило понимают варианты остекления панорамными окнами, где остекление производится от пола до потолка.

к содержанию ↑

Технология установки витражного остекления

  • Измерение площади остекления посредством измерительных приборов высокой точности, например, лазерных
  • Изготовление системы переплетения
  • Обязательное выравнивание существующей конструкции
  • Сборка витража. На этом этапе важно соблюдение прямолинейности всех линий поверхности посредством лазерного нивелира
  • Установка фурнитуры. В витражном остеклении обычно используются откидные створки. Необходимо обеспечить их качественной силиконовой смазкой.
  • При аккуратно выполненной работе витражное остекление смотрится великолепно

к содержанию ↑

Витражное остекление фасадов

При витражном остеклении фасада вся стена выглядит единым красочным полотном, что придает ей дополнительную привлекательность. Наиболее часто для его создания используются профильные системы Sial, Tatprof и Schuko.

Выбирается стекло для витража в зависимости от предназначения и типа постройки. Это может быть триплекс, стекло тонированное, самоочищающееся, звукопоглощающее или бронированное. Для остекления сравнительно небольших площадей, например, витрин салонов красоты или магазинов рекомендуется использовать художественное стекло.

к содержанию ↑

Используемые системы при витражном остеклении

Традиционная стоечно-ригельная система. В ее конструкцию входит алюминиевый, несущий каркас с прижимным профилем, оснащенным крышками (накладками). В устройство каркаса входит вертикальная несущая стойка и горизонтальные ригели.

В них предусмотрены пазы для вентиляции и отвода конденсата. Стеклопакет или другой заполнитель закрепляется между каркасом и профилем с помощью уплотнителей. Снаружи каркас не виден, он закрыт декоративными крышками.

Они могут иметь миндалевидную, круглую или плоскую форму

Стоечно-ригельная полузакрытая система. Ее отличие от традиционной выражено в следующем: заполнитель снаружи закрепляется только горизонтальными или вертикальными прижимами в виде планок

Структурная. В ней заполнитель крепится к каркасу клеевым способом. Поэтому снаружи поверхность получается полностью стеклянной, без видимых швов;
Полуструктурная. В ней крепление заполнителя осуществляется посредством специальных штапиков

Спайдерная. Заполнитель при использовании этой системы закрепляется посредством спайдеров (на английском спайдер – «паук»). Это специальный кронштейн из легированной стали, в качестве элементов крепления используются конические шайбы или выравнивающие кольца из тефлона, внешний вид которых напоминает паука.

к содержанию ↑

Плюсы витражного остекления

  • Возможность остекления проемов, имеющих большие габариты
  • Витражное остекление с применением алюминиевого профиля может быть исполнено с изгибом в любых плоскостях, объемных или плоских
  • Монтажные работы осуществляются в минимальные сроки
  • Витражное остекление высокотехнологично, обладает высокой стойкостью к промерзанию, является невозгораемым
  • Устойчиво к вредному воздействию ультрафиолетовых лучей, не подвергается различного рода деформациям и коррозии
  • Защищает от потерь тепла и проникновения шума извне
  • Защищает здание от проникновения внутрь его атмосферных осадков
  • Практично, имеет высокую точность сборки

к содержанию ↑

Диапазон цен в Москве

Цены на витражное остекление фасадов зданий и балконов в Москве и области варьируют в достаточно широком диапазоне. Они зависят от сложности выполнения работ, вида заполнителя витража, типа используемой системы крепления, наличия встроенных окон, форточек и дверей.

Крепежные системы одного типа, но различного производства иногда по стоимости отличаются в разы. Это тоже сказывается на цене конечной конструкции.

Стоимость устанавливается за квадратный метр. С увеличением заказа цены могут снижаться. В среднем минимальная цена одного м² витражного остекления составляет около 4000 рублей. При изготовлении витражного остекления различных сооружений в частном домовладении, по индивидуальному проекту, цена может превышать среднюю стоимость, цены могут начинаться с 8000 рублей.

Максимальная цена (высокая сложность выполняемых работ) может достигать 25000 рублей.

Источник: http://OknaNaGoda.com/steklo/osteklenie-steklo/vitraznoe/vitrazhnoe-osteklenie.html

Семь основных видов витражей

Витраж – это профессионально выполненная сюжетная композиция, которая может быть как независимое панно, так и в качестве декора окна, двери или перегородки. В качестве основного материала для изготовления витража используется стекло или материал, который способен пропускать свет. Сегодня мы постараемся детально разобраться в вопросе: «Какие бывают витражи?».

Краткая историческая справка

Впервые витражи начали использовать для украшения храмов раннего христианства. Оконные проемы в таких храмах заполняли полупрозрачными камнями разной формы.

Сюжетные витражи появились немного позже, но также в храмах. В готических храмах витражи собирали из цветных стекол, которые соединялись при помощи свинцовых пластин.

В основном такие витражи устанавливались в больших окнах, на них изображались религиозные сюжеты и сцены.

На территории России витражи появились в ХII столетии, однако большой популярности в те времена они не завоевали. Сегодня использование витражей в интерьере становится очень популярным приемом многих дизайнеров. Витраж, изготовленный в современных условиях, способен дополнить интерьер оригинальным цветовым решением и неповторимым шармом.

Какие бывают витражи?

Основные виды

Большой популярностью сегодня пользуются среди дизайнеров витражи семи видов:

  1. Витраж, изготовленный в стиле «Классика». Каждый знает, что классический стиль всегда был и остается в моде. Это утверждение можно смело отнести и к классическим витражам. Изготавливаются такие витражи из цветных стекол разной формы. Их крепление осуществляется при помощи профиля из свинца.
  2. Витраж «Тиффани». Особенностью витража является то, что края каждого заготовленного стеклышко оборачиваются лентой с металлическими характеристиками. После этого складывается композиция и пропаивается по контурам оловом. Технология изготовления предусматривает использование мелких стеклянных заготовок.
  3. Витраж пленочный. При изготовлении используется листовое стекло или зеркало. На их поверхность наклеиваются декоративные элементы, которые предварительно изготавливаются из разноцветных пленок, которые способны пропускать свет.
  4. Витраж заливной. Технология изготовления предусматривает имитацию классического витража. При изготовлении используется станок, управление которого осуществляется от компьютера. Есть возможность изготовить таким способом несколько одинаковых витражей.
  5. Витраж «Фьюзинг». В процессе производства происходит спекание подготовленных стеклянных элементов при высокой температуре (8000 С). Витраж влагоустойчив, однако его габаритные размеры ограничены камерой спекания.
  6. Витраж пескоструйный. При помощи аппарата на заготовленное стекло наносится рисунок. Песок под большим давлением делает поверхность стекла матовым. Технология изготовления предусматривает использование трафаретов.
  7. Витраж, изготовленный при помощи УФ – печати. В процессе изготовления на поверхности стекла или зеркала распечатывается рисунок или узор. Использовать необходимо только те краски, которые твердеют под воздействием УФ излучения.

Разобравшись с вопросом, какие бывают витражи, пришло время выбрать именно тот витраж, который идеально дополнит ваш интерьер.

Источник: http://prglass.ru/sem-osnovnyx-vidov-vitrazhej/

Виды витражей

В наши дни все более популярным и распространенным видом украшения светопрозрачных конструкций и интерьера является создание витражей. Витраж – это невероятно красивый и оригинальный способ оформления стекол, представляющий собой настоящий вид искусства. С ним любое окно или же остекленное дверное полотно превращается в яркую, стильную и привлекательную для глаз картину.

Какие существуют виды витражей?

Витражи принято классифицировать в зависимости от того, какая именно техника используется мастерами при их создании. К слову, с каждым годом расширяется сфера применения такого рисунка, используются новые, более современные технологии и материалы. Также на становление этого направления влияет развитие искусства в целом, появление новых техник и выдающихся художников.

Наиболее распространенные и популярные виды витражной техники это:

  • Фьюзинг. При этом методе изготовления витражей на специальном стекле-основании создается рисунок из небольших обточенных кусочков цветного стекла. После этого композиция выпекается под воздействием высокой температуры в специальной печи, за счет чего создается эффект 3D изображения, рельефности и фактурности рисунка;
  • Классический. Как и раньше классические витражи создаются путем спайки большого числа отдельных фрагментов цветных стекол. Они соединяются друг с другом, благодаря чему получается нечто вроде мозаики из стекла, обладающей безупречным внешним видом;
  • Пленочный. Один из наиболее бюджетных вариантов, в основе которого находится принцип использования специальных полимерных пленок разного цвета;
  • Расписной. В наши дни не являются редкостью современная роспись остекления в окнах и межкомнатных дверях. Она создается с применением особых акриловых, а также лаковых красок. Для увеличения эксплуатационных качеств изделия его дополнительно могут покрывать специальным лаком или поддавать термической обработке.

ВЫЗВАТЬ ЗАМЕРЩИКА Закажите услугу прямо сейчас. Наш менеджер свяжется с Вами максимально быстро и уточнит удобное для Вас время замера проема.

Какое значение имеют витражи при декорировании интерьера?

Вы когда-нибудь обращали внимание, как выглядит стекло в вашем окне или же межкомнатной двери? Вот именно, оно выглядит «обычно». Но ведь остекление может не только пропускать свет и обеспечивать визуальную видимость, но и украшать и дополнять ваш интерьер.

Грамотно и профессионально оформленный витраж сможет стать настоящей «изюминкой» интерьера вашего загородного дома, коттеджа или же квартиры. С помощью него вы сможете создать по-настоящему необычный и эксклюзивный дизайн вашего жилого помещения, а также без преувеличения превратить ваши окна или двери в настоящее произведение искусства.

Источник: https://techkomplect.ru/novosti/vidy-vitrazhey/

Как выбрать витраж

Когда солнечные лучи падают на цветное стекло, то преломляются, а также приобретают самые разные цвета.

Это просто восхитительное зрелище, особенно если лучи проходят не через одно цветное стекло а одновременно через десятки стеклышек разной формы и размера, которые составлены в одну большую картину.

Таким образом получается волшебство, подкрепляемое сочетанием цвета и света. Имя этому волшебству витраж.

Витражное искусство не является новым веяньем. Его история насчитывает много столетий, однако за этот довольно продолжительным период они не утратили своей актуальности и по-прежнему восхищают людей своей красотой и игрой света.

На сегодняшний день витражные окна можно встретить не только в богатых домах, имеющих большие окна и церквях, но и даже в небольших городских квартирах.

Читайте также:  Тонкости выбора отпаривателя для штор

Все дело в том, что за прошедшее время стоимость работы по созданию витражного окна уменьшилась за счет использования самых современных технических средств. Помимо оконных проемов их можно встретить в межкомнатных дверях, на потолке или в качестве перегородки ванной комнаты или туалета.

Витражи, создаваемые на поверхности стекол стеклопакетов, набирают все большую популярность. Их можно встретить как в оконных проемах жилых помещений, так и в общественных заведениях, к примеру, в кафе или магазине.

При помощи витража можно украсить оконный проем, исправить неудачный вид из окна и скрыться от глаз соседей.

Помимо классических витражей на сегодняшний день владельцы домов и квартир могут приобрести псевдовитражи, создаваемые при помощи специальных витражных красок или пленок.

Краски и пленки наносятся или наклеиваются на поверхность стекла. Стоимость подобных псевдовитражей значительно ниже изделий из стекла.

При этом краски и пленки, при помощи которых обычные окна становятся витражными, отличаются высоким качеством, в результате чего создается долговечный витраж.

Однако стоит отметить, что стеклянные витражи и псевдовитражи подразделяются на большое количество разновидностей. Выбирать тот или иной вид витража необходимо с учетом их особенностей. Существует три основных разновидности витража.

Классический витраж

Данный витраж представляет собой рисунок, который собирается мастером из большого количество специально подобранных и обработанных стеклышек. Составляющие витража пропаяны между собой с профилей из меди, латуни или свинца. Подобные витражи часто можно встретить в старинных храмах и католических костелах.

Часто витражи изображают сцены из библии, ангелов и т.д. Данный витраж требует немало времени и сил на свое создание, что неизбежно отражается на его стоимости, однако одновременно с этим подобное витражное окно очень долговечное. Витраж, созданный целиком из стекла, практически не подвержен воздействию времени.

Недостаток у подобных витражей всего один металлически профиль, в который попадает кусочки стекла, довольно трудно гнуть. Соответственно создать тонкие и изящные композиции практически невозможно.

Псевдовитраж с использованием витражных красок

Создание данного витража стало возможном благодаря достижениям химической промышленности. Поверхность стекла, окрашенная при помощи подобных красок, отлично пропускает солнечный свет, а также устойчива к воздействию моющих средств. Создание витража при помощи красок обойдется примерно в два раза дешевле, чем создание стеклянного витражного окна, что делает его более доступным.

Основным отличием витража, создаваемого при помощи красок, от стеклянного является то, что краски наносятся на цельный стеклянный лист, в результате чего витраж представляет собой цельное полотно, а не состоит из отдельных спаянных между собой кусочков.

Фактически рисованный витраж – это роспись по стеклу. Данная роспись выполняется следующим образом. Сначала на поверхность стекла, которое следует предварительно очистить от загрязнений, наносят контуры будущего рисунка.

Для этого используются специальные контуры, представляющие собой вязкие краски, которые предназначены для работы с керамикой и стеклом.

Предварительно нанесенные контуры являются своеобразной границей между разными элементами витража и цветами. Нужно подождать пока контуры просохнут, после чего можно перейти к раскрашиванию поверхности стекла красками. И контуры, и краски бывают матовыми или прозрачными.

В качестве основы для производства контуров и красок может использоваться растворитель или вода. Они могут требовать обжиг, то есть нужно запекать в печи, или не требовать термообработки.

Не требующие обжига при высоких температурах витражи отличаются яркостью, однако их довольно просто повредить.

Витражи, созданные при помощи красок, не требующих обжига, следует размещать внутри помещений, поскольку непогода может негативно сказаться на их состоянии. Мыть данные витражи можно без использования абразивных средств.

Витражи же, которые нужно обжигать в печи, более блеклые, поскольку высокие температуры негативно сказываются на насыщенности цветов. Однако такие витражи более крепкие и их сложнее поцарапать.

Псевдовитраж, в отличии от классического, менее износоустойчив. Стеклянный витраж может радовать глаз долгие столетия, а вот век псевдовитража относительно недолог и составляет десятилетия. Однако в отличии от стеклянных на рисованных витражах можно создать тонкие и нежные рисунки.

Пленочный витраж

В этом случае витраж создается просто и быстро путем наклеивания пленки или металлического профиля на поверхность стекла. Пленка и профиль изготавливаются по специальному заказу, а разрабатываются художником с учетом пожеланий заказчика. Детали подобного витража вырезаются из пленок разного цвета, на стыки кусочков наклеивается металлический профиль.

Пленочный витраж обладает рядом преимуществ:

  • Низкая стоимость, в два раза ниже витража из стекла;
  • Пленки не позволять разлететься стеклу на осколки при ударе;
  • Такой витраж прослужит около ста лет.

Заключение

Витражи, создаваемые при помощи пленки или краски, не уступают в эстетике классическим витражам при этом они стоят меньше, однако они обладают меньшей устойчивостью к воздействию окружающей среды.

При заказе витража необходимо обратить внимание на следующие моменты:!u1!

  • Качество материалов;
  • Наличие гарантии;
  • Что включено в стоимость витража;
  • Правила ухода.
  • Долговечность витража во многом зависит от правильности выбора и соблюдении правил ухода за ним.

    Источник: http://xn--80adffb4bnpeil.xn--p1ai/articles/Kak-vybrat-vitrazh.html

    Виды стекла для витражей

      Стекло – это синтетический материал, обладающий благодаря своим химическим и физическим свойствам замечательной податливостью. Хотя он и отличается твердым состоянием, тем не менее его считают жидкостью. Основной составляющей стекла является кварц, или диоксид кремния.

    Температура плавления обычного кварцевого песка достигает 1700 °C. В этих экстремальных условиях кристаллическая решетка кварца нарушается и он превращается в вязкую тянущуюся жидкость.

    Дальнейшее охлаждение приводит к тому, что молекулы вещества не восстанавливают своего положения в кристаллической решетке, а, будучи в своем роде «замороженными», представляют собой довольно хаотичную структуру. Подобная структура имеет место в жидкостях, но в отличие от них молекулы в стекле перемещаться не могут.

    Из-за этой особенности оно прозрачно, что роднит его с жидкостями. У стекла отсутствует фиксированная структура и нет точки плавления, т. е. материал по мере нагревания становится мягким и медленно плавится.   Значительную часть любого стекла (до 80 %) составляет кварц.

    Материал можно варить из 1-го диоксида кремния, не добавляя никаких примесей, однако для успеха мероприятия требуется температура более 1700 °C. К тому же кварцевый песок, расплавившись, обретает настолько густую и вязкую консистенцию, что удалять из его массы воздушные пузырьки и формировать изделия достаточно сложно.

    Полученное таким способом стекло называют кварцевым. Основное преимущество его использования в том, что ему не страшны никакие температурные скачки. Применяется оно, как правило, в технических целях.

      Чтобы стекло приобрело необходимые эксплуатационные качества, а температура плавления понизилась, в дело идут различные присадки, которые можно разделить на стабилизаторы, флюсы и вспомогательные добавки. Первые увеличивают прочность и устойчивость материала к химическим воздействиям, вторые уменьшают температуру варки, а третьи обеспечивают его специфическими свойствами, например оптической прозрачностью, требуемой цветовой гаммой, особыми характеристиками преломления и т. д.

      Самым распространенным является натриево-кальциевое стекло, в которое в качестве флюса добавляют соду, а стабилизатором служит известняк. На данный момент подавляющая часть всего изготавливаемого в мире стекла именно такая.

    Особые свойства прозрачности отличают калиевое стекло, в которое добавляют не соду, а углекислый калий. Использование вместо соды окиси свинца приводит к получению хрусталя.

    Путем добавления в субстанцию окислов металлов перед нагреванием или в процессе него можно изготовить цветное стекло.

      Полученный из стандартных сырых компонентов материал отличается отсутствием окраски и наличием едва заметного желтовато-зеленого или голубовато-зеленого налета, появляющегося от разнообразных минеральных примесей. Если примешивать окислы металлов, то можно добиться прозрачного стекла (добавлением марганца) или окрашенного в разные цвета.

      Железистые соединения придают стеклу различную окраску от желтого до красно-бурого и голубовато-зеленого цветов; окись марганца – от коричневого до фиолетового и желтого; окись урана – желтовато-зеленый; окись хрома – травянисто-зеленый; окись никеля – от фиолетового до серо-коричневого; окись кобальта – синий; окиси сурьмы или сульфида натрия – желтый цвет. Наверное, самый красивый желтый цвет получают с помощью коллоидного серебра, красный – окиси меди, а золотистый – добавлением коллоидного золота.

  • Выдувное стекло:
      Этот вид стекла с древних времен и по сей день производят по 1 и той же технологии. Характеризуется оно особым сиянием, гладкой поверхностью и широкой цветовой гаммой; при этом внутри могут присутствовать пузырьки воздуха. При намерении использовать данное стекло для изготовления витражей особое внимание следует уделить месту его производства. Дело в том, что французские изделия отличаются от аналогичных, выпущенных в Англии или Германии. Да и цветовая гамма у каждого производителя своя.
  • Современное старинное стекло:
      Представляет собой промышленное стекло, изготавливаемое в виде больших прозрачных листов. Материал отличается гладкой поверхностью с беспорядочными отметинами, создающими иллюзию дефектов стекла, которые должны присутствовать в изделии почтительного возраста. В отличие от выдувного стекла старинное не может похвастаться таким же разнообразием цветовых оттенков, но оно пригодно для плавления.
  • Перламутровое стекло:
      Перламутровым называют художественное стекло любой разновидности. Дело в том, что и прозрачные, и матовые его разновидности можно обработать так, что они приобретут перламутровые оттенки. Эффект достигается с помощью металлической пыли, которую наносят на поверхность стекла. При освещении такого стекла с обратной стороны оно начинает переливаться всеми цветами радуги. При падении световых лучей под углом поверхность стекла обычно кажется перламутровой.
  • Барочное стекло:
      Это достаточно дорогое стекло с поверхностью однородного цвета с заметными переливами, благодаря которым четко видны зоны света и оттенки, получающиеся от концентрации стекольной массы в отдельных местах. Как правило, данная разновидность стекла используется для передачи реалистичности изображения и детальной проработки фона, в связи с чем его часто применяют для осуществления различных драматических сюжетов.
  • Рельефное стекло:
      Отличается равномерной волнообразной поверхностью, как бы имитирующей слегка волнующуюся гладь воды, сверкающей под лучами солнца (в витраже). Окраска однородная, с одним ярким и насыщенным тоном. Поскольку этому стеклу свойственна особая структура, то его, как правило, используют для воспроизведения водной поверхности, а область применения чаще ограничена фоновыми панелями и витражами с геометрическими рисунками.
  • Опаловое стекло:
      Из этого стекла обычно и делают витражи, а его название говорит само за себя: по плотности и окраске оно похоже на опал. Поверхность матовая, молочного оттенка, цветовая гамма весьма разнообразна, причем цвет бывает достаточно насыщенным, хотя, как правило, неоднородным (распределенным неравномерно), поэтому стекло по своей структуре напоминает мрамор. Оно может быть и монохромным (однотонным), и полихромным (достигается сочетанием разноцветных стекольных смесей в 1 пластине). С опаловым стеклом любил работать американец Луис Комфорт Тиффани по преимуществу при изготовлении абажуров.
  • Глухое стекло:
      То же опаловое стекло, но более прозрачное, с опаловыми прожилками на поверхности, которые создают впечатление глубины. Переливчатые или с радужным отливом стекла получаются путем обработки их поверхности кислотой, чем достигается приятный перламутровый эффект.
  • Пятнистое стекло:   Его появлением человечество обязано все тому же Тиффани. Это стекло и сейчас активно используют при изготовлении витражей, при этом оно является одним из самых необычных и красочных. Особенно красиво смотрится пятнистое стекло, когда лучи солнца падают на него под разными углами: тогда оно играет красками и переливается. Тот же эффект получается при освещении помещения изнутри.
    Читайте также:  Зона барбекю в загородном доме на даче: проекты и фото

      Пятнистое стекло сильнее других меняет свой внешний вид в зависимости от интенсивности и направления света. Иногда хватает лишь 1 отблеска, чтобы разводы внезапно ожили и пришли в движение, то сходясь, то расходясь, растворяясь, искрясь и сверкая. Угол падения солнечных лучей влияет и на цвет, и на создаваемый эффект.

  • Окрашенное стекло:   Отличается мраморной структурой, присущей опаловому стеклу, но не молочно-матовой, а прозрачной. Степень насыщенности цвета разная, при этом материал переливается различными яркими оттенками, разнообразие которых не может не поразить, – весь спектр 1 и того же цвета до причудливых сочетаний нескольких цветов одновременно.   Хотя стекло начали производить уже давно, по крайней мере 6000 лет назад, прозрачные и бесцветные образцы научились создавать только на подходе новой эры (чуть более 2000 лет назад). До того времени стекло было мутным, окрашенным в различные тона, а использовали его для изготовления мелких предметов: украшений, пуговиц, шахматных фигурок и пр.

      У некоторых стекол этого типа бывает полупрозрачная структура, пропускающая свет лишь частично. Другие отличаются таким же насыщенным цветом, что и опаловые стекла.

    Базовая структура стекла данной разновидности может быть как прозрачной, так и матовой. В поверхности имеются вкрапления мелких чешуек и волокон окрашенного стекла.

    Созданное в «знаменитой лаборатории» Тиффани, оно и сейчас обычно изготавливается вручную по той же самой технологии, что и раньше.

  • Стекло, имитирующее гранит:
      Стекло этого вида по сложившейся традиции делают вручную и используют обычно для воспроизведения объемного и скульптурного изображения. На поверхности хорошо различим беспорядочный рисунок, напоминающий грубую шероховатую фактуру камня. Стекло может быть монохромным, хотя чаще в его окраске присутствует сочетание 3 или 4 цветов, искусно смешанных между собой.
  • Как правильно выбрать стекло для витража:
  • Источник: https://mirzam.ru/sdelaj-sam/vidy-stekla-dlya-vitrazhej.html

    Современные витражи. Виды витражей

    Сейчас существует большое количество различных техник исполнения витражей. Каждая из техник обладает своими преимуществами и особенностями. Эти техники используют стекло, элементы фьюзинга, фацетированное стекло, специальные пленки, металлические элементы, а также различные приемы химического травления стекла, пескоструйную обработку, роспись по стеклу.

    Витраж в технике “Тиффани”.
    Подавляющее большинство витражей выполнено в технике Тиффани. Стекло, благодаря своим уникальным свойствам, открывает бесконечные возможности для творчества и реализации новых идей.

    Техника Тиффани позволяет изготавливать объемные витражи, в которых отдельные элементы витража сделаны выпуклыми или вогнутыми. Это придает витражу дополнительную оригинальность и неповторимость.

    Техника Тиффани позволяет использовать больше мелких деталей, при этом линии рисунка на витраже получаются быть тонкими и изящными.
    Современные витражи в технике тиффани выполняются по эрзац-технологии.

    Нарезанные по картону, калькам или шаблонам цветные стекла оборачиваются по краям полоской тонкой медной фольги с нанесенным на нее клеем. Затем все стекла соединяются, спаиваются между собой оловянным припоем и патинируются.

    Фацетный витраж.
    Фацетные витражи – витражи, выполненные из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража.

    Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу. Подобный витраж лучше размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, т.к. такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает.

    Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.

    Пескоструйный витраж.
    Пескоструйный витраж – вид витража, представляющий собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

    Мозаичный витраж.
    Мозаичный витраж – наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты.

    Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон.

    В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.

    Наборный витраж.
    Наборный витраж – простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол.

    Расписной витраж.
    Расписной витраж – витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов.

    Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.

    Травленый витраж.

    Травленый витраж – витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

    Паечный витраж.
    Паечный витраж – классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках.

    Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах.

    Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.

    Комбинированный витраж.
    Комбинированный витраж – витраж, сочетающий в себе несколько приемов, например: расписной медальон и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона.

    В старину такие сочетания достигались путем подгонки уже готовых, часто купленных витражей под более широкий оконный проем, когда недостающие части просто доставляли, придавая этому остеклению вид орнамента.

    Комбинированный витраж сегодня очень популярен: он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах.

    Кабошон.
    Кабошон – рельефная фигурная вставка в витраже, в основном прозрачная, часто прессованная или отлитая (моллированная) в форму, внешним видом напоминающая каплю воды или стеклянную пуговицу. Витражный кабошон может быть полусферой или слегка приплюснутой полусферой с бортиком для крепления в оправу, а также более сложной формы.

    Узор “Мороз”.
    Узор “Мороз” – фактура стекла, получаемая при помощи нанесения столярного клея или желатина (годится также рыбий клей) на заранее запескоструенную, зацарапанную, протравленную или затертую абразивом поверхность.

    При данной технике используется свойство высыхающего клея уменьшаться в объеме. Горячий клей затекает и въедается в шероховатости соответственно обработанной поверхности, а по мере высыхания, он начинает отскакивать, выдирая тонкие пластинки стекла.

    Получается фактура, своим рисунком напоминающая морозные узоры на окне. Нацвет Нацвет – тонкий слой цветного стекла, лежащий на более толстом (обычно бесцветном) в цельном изделии. Нацвет изготавливается при “горячем” формовании.

    Снятие этого слоя гравировкой, методом пескоструйной обработки или травлением позволяет получать очень контрастный, силуэтный рисунок (белый на цветном фоне или, наоборот).

    Травление.
    Травление – техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При таком взаимодействии с кислотой стекло разрушается. Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины.

    Многослойное травление.
    Многослойное травление – травление специальными составами в несколько планов, достигаемое постепенным протравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается более объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле, а не просто заматовка поверхности по трафарету.

    Матовый трафаретный рисунок, выполненный в один прием – наиболее простой способ травления, не требующий дополнительного снятия или нанесения лака, т.к. повторно стекло не травится. Обозначения оправы Оправа, оплетка, протяжка, шинка, профиль – профессиональные обозначения оправы, в которую вставляются фигурные детали (стекла), образующие витраж.

    В классическом витраже материалом для оправы является свинец. В XVI в. для производства свинцового профиля придумали вальцы, что повысило качество работы и значительно ускорило процесс создания витражей.

    С тех пор оправа принимает свой профиль путем проката через механические вальцы из свинцовых отливок, отлитых заранее в деревянную или металлическую форму.

    Рюмочная плитка.

    Рюмочная плитка – специально изготавливаемая для сборки витража декоративная деталь в виде плоского круга с характерными радиальными свилями (неровностями в стекле, образующимися от вращения в процессе изготовления). Технология изготовления та же, что и при производстве рюмочных плиток (пятаков) – круглая плоскость, на которую ставится рюмка. Внешне часть ноги рюмки и деталь витража почти не отличаются.

    Транспарант.
    Транспарант (транспарантные или транспарентные стекла) – просвечивающиеся стекла, прозрачная живопись на стекле, воспринимающаяся на просвет.

    Транспарантная живопись – это, как правило, живопись безобжиговыми составами, например, пигментом с каким-либо связующим, живопись масляной или темперной краской, часто по матовому стеклу.

    Транспарантная живопись была популярна на заре всплеска витражного искусства в России в силу не особенно сложной технологии исполнения (по сравнению с живописью стекольными красками с обжигом).

    Эрклез.
    Эрклез – декоративная вставка в витраж в виде небольшой глыбки из более толстого стекла с поверхностью в виде сколотых граней. Такие вставки вырезаются из стекла, обтачиваются по шаблону, затем обтесываются специально заточенным инструментом. В сколотой поверхности солнечный свет особенно искрится.

    Бендинг.
    Бендинг – это изгибание витража в печи для придания ему полукруглой цилиндрической или угловой формы. Технология повторяет фьюзинг, но температурный режим и оснастка другие.

    Шебеке (панджара).
    Шебеке или панджара – ажурная решетка, являющаяся оконным переплетом, вырезанным, как правило, из камня или дерева, часто с разноцветными стеклами.

    Витраж на латунной арматуре.
    В сравнении с витражами на свинцовой арматуре латунный витраж значительно прочнее. Однако относительно твердая и жесткая латунь уступает свинцу в пластичности.

    Это свойство латуни не позволяет изгибать арматуру по сильно изогнутой образующей.

    Поэтому для витража на латунной арматуре характерны композиции с использованием стекол, имеющих, главным образом, прямолинейную конфигурацию или слабо выраженную кривизну.

    Живопись по стеклу.
    Один из самых трудоемких видов витражного искусства. От художника и исполнителя требуется углубленная общехудожественная и специальная подготовка, а главное – совершенное владение техническими приемами живописи.

    Особенность живописи на стекле состоит в том, что поверхность стекла лишена пор, и следовательно, обладает низкой адгезией к красочным поверхностным покрытиям.

    Для обеспечения качественного сцепления живописного слоя с поверхностью стекла, используют специальные краски и печи для их обжига.

    Фьюзинг.
    Фьюзинг – это техника, которая исключает использование металлического профиля. На отдельном листе стекла собирается рисунок из его кусочков, а затем все спекают в печи в единый пласт. Зачастую детали, созданные таким образом, используются также в классическом витраже. Технологией Фьюзинг достигается необыкновенный декоративный эффект витражного стекла, которое прекрасно вписывается в современный интерьер. При использовании этой технологии можно заполнять большие проемы любой формы и практически любого объема.
    Эту процедуру можно осуществлять несколькими способами, но наиболее распространенный из них – это “формование”. То есть для того, чтобы придать уже сплавленному стеклу форму чаши, используют молдинг (форму). Существуют и другие методы, основывающиеся на принципе технологии фьюзинг: комбинированное прочесывание, при котором используется инструмент для деформации формы стекла, пока оно горячее; огневая полировка, при которой используется печь для нагревания стекла, чтобы в результате придать ему гладкость и блеск.

    Источник: https://www.VitragDecor.ru/stained-glass-articles/14-..

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Дизайн Дома
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector