Камин: происхождение и современность

Камин в интерьере – история происхождения каминов

При упоминании слова «камин», как правило, возникает ассоциация с дождливым вечером, который становится удивительно приятным.

Если провести этот вечер в мягком кресле, перед пылающим камином прикрывшись пледом и читая интересную книгу, за задушевной беседой или в одиночестве, неторопливо перемешивая в камине угли.

Наслаждаясь букетом изысканного вина, наблюдая за пламенем, или вслушиваясь в негромкое потрескивание дров. Камин дарит ощущение надежности, защищенности, он является домашним очагом в самом прямом смысле этого слова.

Прослеживая историю развития каминов, нужно отметить, что функция домашнего очага была присуща камину всегда: в эпоху неолита и средневековье, новое и новейшее время.

Изменения коснулись лишь архитектурных и декоративных подходов к оформлению камина, с развитием научно-технического прогресса немного изменилось функциональное предназначение каминов, но в целом его значение для создания неповторимой домашней атмосферы осталось неизменным.

Первоначально камины представляли собой простейший огороженный очаг, разводимый в стенах древнейших человеческих жилищ, которые со временем был оттеснен к стене, где и находится, по сей день.

С помощью каминов обогревали и освещали помещение, готовили пищу, выплавляли отдельные предметы, окрашивали ткани.

Эти сугубо практические цели использования каминов влияли на их облик, который оставался довольно незамысловатым и упрощенным вплоть до эпохи Возрождения, которая привнесла в искусство оформления каминов, традиции античной культуры, снабдив его характерными деталями в виде колонн, орнаментов, изразцов и мозаики.

Некоторые художественные школы предлагали в качестве средств декорирования различные орнаменты, растительные мотивы, геральдические символы, скульптурные элементы.

Камины становятся более внушительными по размеру, строительство зданий в несколько этажей повлекло за собой совершенствование системы дымоходов.

В 15-м веке возникла металлическая декоративная плита, защищающая стенку от нагревания.

Оформление интерьеров каминами

Развитие исторических художественных стилей оформления интерьеров не могло не сказаться на подходах к декорированию каминов и прилегающей к ним площади.

Так, в разное время в Европе было принято: украшать каминную полку специальными мелкими декоративными предметами – фигурками, вазами, статуэтками, часами; по сторонам каминной полки расставлять канделябры или зеркала; для оформления каминного портала использовать расписанные цветами и изображениями птиц деревянные панели; использовать огнеупорный кирпич для отделки топки камина.

В дальнейшем активное применение получили разнообразные каминные аксессуары: решетки, экраны, приспособления для поддержания огня, которые сами по себе представляют произведения прикладного искусства.

В начале 20-го века, ознаменовавшегося возникновением стиля модерн, для оформления каминов стали применять мрамор, керамику, кованый или литой металл, в декорировании преобладали растительные мотивы, что в совокупности предопределило необычайную популярность каминов, выполненных именно в этом стиле.

При этом независимо от того, в какую именно историческую эпоху существовал камин, он всегда занимал центральное место в любых интерьерах, благодаря своим уникальным свойствам и изысканному виду

В России камин появился в 18-м веке, но, несмотря на первоначальную ярко выраженную дворцовую роскошность, вскоре занял достойное место в интерьере квартир и домов.

Источник: http://Eddvin.ru/razdel-statej/31-kamin-v-interere.html

Изразцовая печь: история и современность, устройство, принцип действия и особенности :

Изразцы, или кафель — это особой формы глиняные таблички (плитки), имеющие вид небольшой коробки и предназначенные для облицовки чего-либо. В том числе таким кафелем облицовывалась и изразцовая печь.

Главная особенность и отличие любых изразцов (а большее распространение получили все-таки керамические изделия) от облицовочной плитки – это наличие румпы (выемки разного размера в виде чаши на оборотной стороне), предназначенной для удержания печного тепла.

История происхождения и распространения кафеля

Известная человечеству история создания керамических плиток для облицовки начинается с Древнего Египта и Ассиро-Вавилонских царств за два тысячелетия до нашей эры.

Многие века технология изготовления изразцов не менялась:

  • Сама коробчатая форма изразца исполнялась путем оттиска в соответствующей деревянной опалубке.
  • Румпа вытачивалась гончаром на его рабочем инструменте.
  • Затем кафель доводился до соответствующей кондиции путем обжига в печи или на костре.

Изразцы в Западной Европе

В Западной Европе изразцы известны с VIII века нашей эры. А их расцвет пришелся на время ухода из архитектуры готики и прихода ей на смену барокко – эпоху Возрождения.

Ничего странного нет в том, что изразцы были востребованы на севере и в центре Европы (германские княжества, Нидерланды, Швейцарская конфедерация, Речь Посполитая и так далее), и ими облицовывались изразцовые печи и камины, тогда как на юге они играли больше декоративную роль.

Изразцы на Руси

Мода на них пришла на Русь в XV-XVI веках с Запада, видимо, еще при великом московском князе Василии III — отце первого русского царя Ивана Грозного. Не миновала и Польшу, с которой русские очень сильно враждовали и воевали, но также многое оттуда и заимствовали.

Вначале изразцы больше применялись при строительстве, в основном церквей и монастырей.

Но в первой половине XVII века ширинковые изразцы (кафель, помещаемый в углубление стены как элемент декора) деятельно использовались не только в Москве, но и во Владимире, Ярославле и Нижнем Новгороде.

В первой половине XVI века в Псково-Печорском монастыре на могилы ставили керамиды. Это плиты со сложным рельефным рисунком, политые глазурью. Таким образом, ответом на вопрос «При каком царе появились изразцовые печи?» будет – при первом русском царе Иване IV Васильевиче, прозванном Грозным.

Расцвет ценинного дела в Москве пришелся на период управления Русской церковью патриархом Никоном. Им были положено начало изготовления изразцов, в том числе и в Иверском монастыре, где работали иностранцы-переселенцы из Речи Посполитой.

Изразцовая русская печь

Практически до конца XIII века на Руси повсеместно отапливали жилища по-черному (выход дыма осуществлялся через дыру в потолке). Печи сооружались из тщательно подогнанных цельных камней приличного размера.

Только с XV века их постепенно стали вытеснять русские печи с дымоходом, выполненные из огнеупорного кирпича. Серьезную попытку покончить с отоплением по-черному предпринял Великий Петр.

Царь из-за высокой степени пожароопасности повелел строить русские печи с трубами из огнеупорного кирпича и кафеля, расписанного в его любимом голландском стиле.

Поэтому на вопрос «При каком царе появились изразцовые печи в России?» можно дать однозначный ответ: официально по указу – при царе Петре I. Правда, сначала добился он этого в обеих столицах России, а чуть позже в других городах этим вопросом занимались его последователи. Окончательно эта проблема была решена только в следующем веке.

Места обжига кафеля именовались заводами. В этом и следующих веках изразцы производились в огромных масштабах в обеих столицах России и множестве других мест практически только для строительства и облицовки печей.

Значение печи

В России печь имеет особое сакральное значение. Это не только готовка еды, как в Южной Европе, и обогрев помещений, как в Европе Северной. Печь была для русских людей всем.

На ней спали, лечились и любились, в ней мылись — она была центральным узлом такого широкого понятия, как дом. Недаром, согласно поверьям, под печкой жил хранитель дома – домовой.

Естественно, что печь служила и основным элементом декора, который грех было не украсить, тем более что на это имелось особое царское повеление.

Устройство и особенности работы

Поверхность изразца может быть ровной или шероховатой, а оборотная – только вогнутой, заполняемой песком или битым кирпичом, насыпаемым в румпу. Это необходимо для создания своего рода термоподушки.

Изразцовая печь, построенная из специальных изразцов или облицованная кафелем, не только долго сохраняла тепло, более медленно отдавая его окружающему пространству, но и за счет термоподушки получала его, пусть и небольшую часть, обратно.

А точки крепления, специально сделанные на оборотной стороне (кроме области румпы), также давали возможность не только более крепкого сцепления с кирпичной кладкой печи, но и синхронного с нею расширения при нагревании и сжатия при охлаждении. То есть, согласно специальному техническому термину, система позволяла им «дышать» вместе с печкой.

Изразцы просты в уходе, так как легко моются. А также они накапливают на себе меньше грязи и пыли, по сравнению с известкой или кирпичной кладкой.

Изразцовая печь с толстенными стенками, позволившими обеспечить вполне приемлемые условия для существования человека в России в зимний период, были прозваны голландками.

Видимо, за непременно наличествующий синий рисунок на кафеле в делфтском стиле, хотя на самом деле в Европу они попали уже из России. Но в истории так часто бывает. Сюжетами делфта являются морские пейзажи, корабли, люди разных сословий и занятий и тому подобные картинки из жизни.

В середине позапрошлого века такой стиль породил народный промысел в подмосковной Гжели, существующий до сих пор.

Изразцовая плитка для печей и каминов

Хотя главным и подавляющим по своей производимой массе в России был голландский (делфтский) стиль изображений на изразцах, разнообразие в него вносили и импортируемые английские изразцы, а также буйная фантазия русских дизайнеров прошлого и позапрошлого столетий. Изразцовая плитка для печей дает возможность устоявшийся образ кирпично-красной печи заменить на любой стиль. Это антика или классицизм, барокко или рококо, модерн или постмодерн, арт-деко или поп-арт, шале или скандинавский стиль, и так далее.

Стоит отметить один интересный факт. В середине XVIII века при императрице Елизавете I Петровне в России производилось изразцов больше, чем где-либо в Европе.

Русская печь в XXI веке

Русская печка в текущем веке уже редко, особенно в городских условиях, предназначается для отопления и отдыха, а все больше, наряду с каминами, используется как важный элемент декора помещений.

Камин, в том числе сложенный своими руками, больше тяготеет к западному образу, а изразцовая печь – славянофильскому.

При этом внешнему облику придается гипертрофированное значение, и наряду с настоящими изразцами с румпой подчас изготавливают их упрощенные образцы, а то и просто архитектурную керамику.

Информация в заключение

Итак, мы рассмотрели, при каком царе изразцовая печь появилась. Археологи, как всегда, любят рушить теории, взлелеянные и выписанные историками.

Так, находка в начале прошлого века в Киеве кафлей (изразцов), датируемых эпохой крещения Руси, в очередной раз проверила на прочность теорию прихода изразцов на Русь из Западной Европы в XV-XVI веках.

Так как изразцы были найдены при раскопках княжеских палат, то официальная историография отнесла их к подарку, возможно, полученному от Византии. От кого принял подарок князь Владимиро-Суздальского княжества Андрей Боголюбский для отделки уже в XII веке своих палат – не уточняется.

Старинный секрет производства кафеля с подглазурной живописью был утерян и вновь воссоздан уже во второй половине прошлого века. В настоящее время изразцовые печи и камины облицовывают соответствующим кафелем, производимым на высоком художественном уровне всего несколькими российскими мастерскими.

Источник: https://www.syl.ru/article/413239/izraztsovaya-pech-istoriya-i-sovremennost-ustroystvo-printsip-deystviya-i-osobennosti

Русские изразцовые печи — история и современность

Русские поговорки и пословицы полны упоминаниями печи, да в каком контексте: «Танцевать от печки», «Догадлив крестьянин — на печи избу поставил», «Добра та речь, что в избе есть печь», «в октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся», «без печки холодно, без хлеба голодно».

Печь не только отапливала, на ней готовили, в ней мылись, на ней лечились и любили — она была центром дома и его хранителем. Это, впрочем, неудивительно, поскольку климат России никогда не отличался мягкостью и наличие хорошей теплой печи было залогом выживания семьи в суровые зимы.

Печи поклонялись и придавали ей сакральный смысл, как проводнику огня — главного языческого божества русичей. Нередко ее очеловечивали, наделяя способностью разговаривать, как например в народной сказке «гуси-Лебеди» и в более поздние времена, в частности, во вполне современном мультфильме «Вовка в тридевятом царстве».

 О духовой печи в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка — мать родная». Устройство русской печи предполагало не только очаг  для приготовления пищи, но и лежанку, чтобы спать в тепле. В этом главное отличие русских печей от европейских и средиземноморских. Европейская печь была в первую очередь частью системы отопления и элементом декора помещения.

Средиземноморские печи использовались, в основном, для приготовления пищи. А вот, русская печь была «много в одном»: плита, спальня, отопительный прибор, баня, элемент декора и главное жилище домашнего божества и покровителя семьи — домового. Неполные аналоги русской печи есть только в Скандинавии, где климат сходен с российским, поэтому и традиционный уклад был похож.

С VIII по XIII века в Северной Руси преобладали печи-камени, сложенные из крупных камней без использования скрепляющего раствора. Камни были настолько хорошо подобраны, что герметично примыкали друг к другу.

Топились такие печи «по черному», что имело свои плюсы в плане дезинфекции жилища:  горячий дым «прожаривал» стены и потолок в избе, которая высушивалась и дезинфицировалась, что было немаловажно для борьбы с инфекциями и насекомыми.

Читайте также:  Как своими руками сделать надежный круглый стол

  Только к XV веку появились первые дымоходы, которые к началу XVII века стали изготавливаться из огнеупорного кирпича и вся конструкция приобрела тот вид, который мы сейчас называем «русская печь».  И коль скоро русичи в печи вкладывали сакральный смысл, то и украшениям для них придавалось большое значение. Печь, как центр дома, или просто довольно большое сооружение нуждалась в украшении.

Ранние печи украшались терракотовыми и поливными изразцами, часто печь собирали из самонесущих изразцов и в конце-концов появилось понятие «изразцовая печь», предполагающая, что изразцы являются основным строительным материалом такой печи. 

XVII век стал пиком изразцового искусства в России. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «История русского изразца — от крещения Руси до Серебряного века». Множество разноцветных и поливных изразцов украшало русские печи. Большой коллекцией изразцовых русских печей обладает Московский Кремль. Очень интересные изразцовые печи установлены в Новодевичьем монастыре, в Троице-Сергиевой Лавре. В общем, их уцелело немало в разной степени сохранности, во многом благодаря подвижничеству музейных сотрудников и реставраторов. Одна из самых больших коллекций русских изразцовых печей находится в Коломенском, где реставраторами МГОМЗ были произведены очень качественные реконструкции. Эти печи стали символом и красочным памятником Руси боярской — эпохи, сгинувшей в Петровские времена. 

Кардинальным изменениям русская печь подверглась в начале XVIII века с указом Петра, запрещавшим строительство курных (топившихся «по черному») пожароопасных печей, что было очень своевременно, поскольку города горели и пожары наносили большой ущерб.

Тогда же был издан первый регламент по строительству печей в жилых домах и промышленному изготовлению кирпича, изразцов и других печных элементов. В этот же период по повелению Петра было запущено производство новых для России «голландских» изразцов — белых «кафлей» с росписью кобальтом.

Приказ Петра звучал: «делать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою».

К середине XVIII века Россия производила самое большое число изразцов в Европе. А к концу века были заложены научные основы конструирования печей.

Архитекторами, разработавшими наиболее энергоэффективные конструкции  систем печного отопления были Николай Александрович Львов со своей работой «Русская пиростатика» и Иван Иванович Свиязев со своей работой «Теоретические основы печного искусства», в которой он опубликовал методику расчета размеров дымоходов и сечений газовых каналов.

Эти архитекторы теоретически обосновали приемы  проектирования систем печного отопления, а также изобрели свои оригинальные топливники и печи. Профессор Сильвиуш Болеславович Лукашевич опубликовал «Курс отопления и вентиляции», где в разделе по печному отоплению изложил теорию расчета отопительных печей.

Производство белых кафлей и изменение способа вывода дыма повлекли за собой преобразования в строении городских печей. Такие, чисто отопительные толстостенные печи стали называть «голландками», что не совсем правильно, поскольку они появились впервые именно в России, а уже отсюда попали в Европу.

 Как бы то ни было, печи-голландки получили большое распространение в городах во многом, благодаря своей тепловой эффективности. Установленные в каждой комнате дома или квартиры, соединенные между собой сложной системой теплотрасс, они стали прекрасным источником отопления довольно больших помещений.

В частности, такие печи были установлены в Большом Екатерининском Дворце. О печах Большого Екатерининского дворца стоит рассказать отдельно, поскольку, как и московские изразцовые печи конца XVII века, они символизируют собой целую эпоху.

Идеи создания в России империи, не уступающей по своему влиянию и блеску крупнейшим европейским империям витали в воздухе всегда. Этой идее отвечал Санкт-Петербург, который, кроме «окна в Европу», стал первым полностью спланированным «европейским» городом России.

Многочисленные дворцы, возведенные Петром и его потомками в Санкт-Петербурге превзошли своим блеском европейские, а дворцово-парковые ансамбли Петергофа не уступают знаменитому французскому Версалю по своей красоте.  Основной расцвет искусств, вызванный роскошью господствующего тогда класса дворян, пришелся на правление Елизаветы Петровны.

 Этот период русского искусства даже получил свое название — Елизаветинское барокко. Главным представителем направления стал архитектор Ф. Б. Растрелли, по имени которого иногда называют и сам елизаветинский стиль  — растреллиевское барокко.

Елизаветинское барокко, в отличие от предшествующего ему петровского барокко, учитывал достижения русского искусства, сохранив в  своих силуэтах традиции православной храмовой архитектуры. Царскосельские и петергофские постройки Растрелли стали закономерным результатом того, что происходило здесь до него. Его творчество полностью подчинялось вкусам императрицы, любившей блеск, веселье и роскошь.   Эпоха Елизаветы стала исключительно цельным периодом яркого проявления идеалов рококо. Прикладное искусство, архитектура и живопись достигли мастерства высочайшей степени и были применены в множестве построенных и реконструированных дворцов.

«Елизавета Петровна обновила все постройки и довела дворец до такой степени совершенства, что он смело мог соперничать, в особенности своими фонтанами, с Версалью и Марли».

Мечеслав Пилсудский, 1857 год

Большой интерес представляют изразцовые печи XVIII века, коих немало в Екатерининском дворце. К моменту возведения этих печей, в России уже давно работали кирпичные заводы, производящие «кафли». В месте расположения заводов в Стрельне были залежи хорошей глины. К 1722 году в печах Стрельны обжигалось до 3,5 млн. кирпичей в год. На стрельнинском Гончарном дворе изготавливали посуду, утварь и изразцы, политые белой эмалью и расписанные синими красками. Сюжеты были все те же, голландские — мельницы, корабли, пейзажи, каналы и другие. Подробнее о делфтском стиле вы можете прочитать в нашей статье о голландских изразцах.

В голландском стиле выполнены изразцы печей Большого Екатерининского дворца в Царском селе — сюжетные картины в бело-синей гамме, заключенные в орнаментальные живописные рамки. В этом ключе выполнены печи Кавалерской столовой, Буфетной, Китайской гостиной и многих других помещений Большого дворца.

На контрасте с перечисленными помещениями выполнена Белая столовая — в ней полная монохромность и матовые текстуры. Белая столовая была перестроена в 1774 году архитектором Ю. М. Фельтеном, сторонником классицизма.

 Помещение решено в строгих канонах классицизма и в его интерьерах имеются изящные круглые изразцовые печи, российского производства, облицованные белыми поливными изразцами с рельефными панно «Музыка» и «Живопись». 

Несмотря на серьезные разрушения во время блокады Ленинграда в период Второй мировой войны, дворцы Царского села и Петергофа до сих пор являются собранием выдающихся произведений искусства, а также красноречивым свидетелем подвига советских реставраторов, участвовавших в их восстановлении.

  Секрет изготовления изразцов с подглазурной живописью был утерян, и послевоенным реставраторам пришлось его возрождать. Основная заслуга в этом принадлежала архитектору А. Э. Гессену, по инициативе которого и были успешно реализованы работы по изготовлению изразцов.

Гессеном  была решена проблема полного восстановления изразцовых плиток в интерьерах Летнего дворца Петра Первого, в Монплезире и в Марли в Петергофе.  Довольно долго печь была основным источником тепла в русских домах и городских квартирах. Только в конце XIX — начале XX века, с изобретением парового отопления, их стали заменять.

Фактически, в наши дни печи для отопления устанавливают только в частных домах и при условии отсутствия магистрального газа, позволяющего смонтировать газовый котел и водяное отопление. Чаще в доме устанавливают камин — для сибаритской медитации на огонь и как, своего рода, признак достатка. Тем не менее, спрос на печи есть и он достаточно устойчив.

Часто заказчики ограничиваются обычной кирпичной печью, что обусловлено не только ее более низкой стоимостью, но и определенным вкусом современников с их приверженностью стилю «шале» в интерьере.

Изразцовые печи стали возвращаться в обиход только последние 10-12 лет. На рынке не так много компаний, способных изготовить изразцовую облицовку для печи.

К тому же, у современных заказчиков практически отсутствует потребность в самонесущих изразцах и печах, полностью сложенных из них. Поэтому сейчас скорее речь идет об изготовлении архитектурной керамики и изразцовой плитки. Хотя иногда появляются заказы на настоящие изразцы с румпой.

Современные российские предприятия по изготовлению изразцов относятся к нескольким типам — мастерские с определенным ассортиментом форм и проектов, которые подгоняются под размеры печи или камина заказчика; мастерские, изготавливающие индивидуальные облицовки по эскизам заказчика или создающие новые эскизы; художественные мастерские, изготавливающие  авторские работы; и керамисты-частники.

В любой из перечисленных мастерских заказчик получает объект с высокой степенью уникальности, поскольку полностью идентичных изразцов не бывает и даже в рамках одного комплекта каждый изразец будет отличаться от другого. Разница между мастерскими не слишком существенна и состоит только в ценах и художественной составляющей, а это, в первую очередь, вопрос образования и вкуса художников и заказчика. В любом случае, на рынке сейчас можно найти изразцовые печи и камины на любой вкус. Приведем пример нескольких российских мастерских.

Одна из самых крупных в России, компания «Паллада» из Санкт-Петербурга основана художниками-реставраторами Андреем Роденковым и Константином Лихолатом. Компания имеет в своей базе огромное количество восстановленных антикварных форм изразцов Северо-Западного региона. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «Финские печи — изразцовое богатство Северо-запада».

Московская компания, созданная на базе реставрационных мастерских Андреевского монастыря и также имеющая большое количество восстановленных при реставрациях исторических форм изразцов — это «Керамическая мастерская Сергея Лебедева». Очень интересны работы компании «Изразцовые печи» в Кимрах, основанной Александром Чернышевым. Это довольно крупное предприятие, специализирующееся, как ясно из названия, на изготовлении печных изразцов из шамота.

Мастерские меньшего размера, но столь же отменного качества изготовления архитектурной керамики и изразцов, образованные художниками-керамистами это, например, «Студия архитектурной керамики Юрия Осинина» в Санкт-Петербурге, в которой создаются работы с необычайно точным рельефом, тонкой живописью и изумительными по своей красоте глазурными покрытиями.

Компания «АртБазл» — мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики — еще одно предприятие из Санкт-Петербурга, принадлежащее художникам-керамистам Андрею Беляеву и Ларисе Захаровой. Керамические камины этих художников очень сложны и необыкновенно красивы.

  Сказочно хороши работы семейной мастерской «Лев и Сирин» из Звенигорода, образованной потомственными керамистами Куприяновыми. Это — полностью авторская керамика, имеющая собственное лицо, стиль и характер.

 

Мы перечислили далеко не все существующие в России керамические мастерские, однако, работы упомянутых производств и художников притягивают к себе, волнуют душу и радуют глаз, что позволяет ставить их в один ряд с лучшими произведениями крупных мастеров прошлого. 

Источник: https://www.russian-mayolica.ru/page/History-of-Russian-stove/

История возникновения камина

Прежде всего, хотелось рассказать, что же такое камин. Издавна камином считали небольшое углубление, покрытое камнем, в котором люди складывали дрова на костер со специальной системой для вывода дыма. Некоторые филологи полагают, что от слова камин произошло наше обще знакомое «комната». Если перефразировать, то камином считают отапливаемую комнат

Это устройство идет бок о бок с человеком на протяжении многих тысяч лет. В давние времена — это устройство было открытым, на подобии очага, где древние народы готовили себе еду и обогревали свои семьи в холодную погоду.

Это было достаточно неудобно, так как весь дым клубнями распространялся по всему дому, поэтому спустя некоторое время человек стал строить над таким очагом дымопровод, который бы выходил из дома прямиком наружу. Данные изменения заняли около пары сотни лет.

Где-то в 12 столетии камины были уже подобны нашим и были построены по всем канонам современности: с прямым дымоотводом они находились не в центре, как раньше, а были присоединены к одной из несущих стен. Чаще всего для удобства и красоты располагались в одном из углов помещения.

В Средневековые времена камины были значительно больше и вырезались из тесанных камней. Это делалось для того, чтобы не делить большую добычу и готовить ее целиком. Так у многих царей и рыцарей на приеме после охоты в таких жаровнях лучшими поварами готовились огромные быки или другая большая добыча.

Художники заинтересовались ими впервые в великие времена Ренессанса. Экседры украшались цветными мозаиками, разукрашенными фресками или же богатым гранитом красных оттенков. В такие чудные композиции творцы добавляли другие близстоящие колонны.

В современности, интерес к камину возрастает все более и более, украшая и делая неповторимым каждый второй дом. Современный, он не только радует глаз живым огнищем, но и привносит тепло и уют в каждый уголок комнаты, в которой находится. Технологии растут, поэтому мы можем насладиться также биокаминами, которые являются более выгодными и удобными.

Недорогое и качественное биотопливо для очага не уступает самым передовым, напротив идет в ногу с прогрессом и имеет такие же свойства, что и ведущие марки, при этом имея самые низкие цены продаж по всей России. Биотопливо является сугубо экологическим, не выделяет газа, дыма и вредных элементов.

Так же не имеет запаха, что придаст максимальный комфорт вашему дому.

В Европе, в особенности в Германии в моде отделка изразцами. Особый шик добавляют изгибы линий, мотивы цветов и растений из мрамора или керамики. В девятнадцатом веке был популярен огнеупорный кирпич, при отделке художественных каминов.

В то время как совершенствовался домашний очаг, вступали в моду и различные добавления и аксессуары. Специальные приспособления для переворота дров, для замены топлива и чистки камина – все это приобрело своеобразный вид форму и название. Так появились щипцы. Меха для раздувания камина и прочие диковинки, которых не бывало ранее.

Читайте также:  Как подготовить гипсокартон к покраске?

В Россию данное изобретение пришло несколько веков назад. Прежде всего, такой диковинкой заинтересовались богатые сословия, а уже при Петре первом и во дворце. Камин являлся аксессуаром, обозначающим богатство и высокое положение его хозяина. Искусство двигалось вперед, а вместе с ним и менялся русский камин

В наши дни — это, прежде всего, источник света уюта и тепла, символ жизни и семьи.

Некоторые говорят, что место его в каминном зале, кто-то отрицает такую теорию, так как если взглянуть на историю его создания он всегда имел место в главной комнате дома, чтоб дарить тепло всей семье.

Но кто бы что ни говорил, камин отлично смотрится в любом месте вашего дома или квартиры. Особые любители могут даже поставить несколько таких очагов в свой дом.

Источник: https://www.colors.life/post/755390/

История появления каминов

История появления каминов

Определить точный «возраст» камина ученые затрудняются, однако предполагают, что он является наиболее древним элементом жилища. Прообраз камина сложился еще в эпоху неолита.

Примитивный очаг, на котором готовили пищу, не имел даже трубы и представлял собой обычный костер, окруженный каменной «оправой». Дым от подобного очага уходил в отверстие на потолке.

Именно от этого доисторического очага, как считают ученые, и произошел камин, получив со временем широкое распространение в Западной и Восточной Европе.

Шло время, и спустя столетия конструкция камина постепенно усовершенствовалась: появилась труба с конусообразным раструбом для улавливания дыма. Однако свой привычный облик камин приобрел не сразу: пристраивать его к стене научились гораздо позже.

В Древнем Риме, например, в конструкции камина использовались специальные балки, поддерживающие трубу и не связанные со стенами дома. Вот как, описывал древнеримские камины Андрео Палладио, зодчий эпохи Возрождения, в своем знаменитом трактате об архитектуре и традициях античности: «Древние имели обыкновение нагревать свои комнаты следующим образом.

Строились на середине камины с колоннами, поддерживающими архитравы, над которыми высилась пирамида, куда уходил дым».

Спустя века камин «переместился» к стене, и следующим шагом в его развитии стало слияние со стеной топки и дымохода.

Первые средневековые камины строились из тесаного камня (позже для их изготовления стали применять и кирпич), но все эти камины не предназначались для украшения помещения и представляли собой лишь подобие грубого очага.

Они выполняли исключительно утилитарные функции вроде отопления помещения и приготовления пищи. Постепенно стали появляться камины, отвечающие новым требованиям архитектуры и функционально более удобные.

Так, уже в XII веке в домах стали строить камины с прямым дымоходом, примыкающие к стене, частично или полностью встроенные в стену или сооружаемые в углу зала. Именно эта компоновка камина в доме наиболее импонировала и основоположникам готики, и архитекторам эпохи Возрождения, и неоклассикам.

Со временем камин стал пользоваться особым почетом. Комната, где располагался камин, получила наименование «каминного зала», и не случайно.

Размеры некоторых старинных каминов поражают воображение и по сей день: например, в старинном аббатстве Мон-Сен-Мишель во Франции существует камин размером с комнату – такой огромный, что странствующие рыцари-паломники могли без труда зажарить в нем целую тушу быка.

К XIII веку камин становится весьма значимой деталью интерьера. В зависимости от объема отапливаемого помещения камины начинают изготавливать двойными или даже тройными.

Благодаря внушительным размерам камин приобретает облик архитектурного сооружения: его начинают украшать крепостными башенками, шпилями, фризами с изображениями рыцарских турниров, картинами охоты или ироническими сценками на бытовые темы.

Какой же материал использовался для строительства очагов? В средние века камины складывались из тесаного камня, позже из кирпича. Во времена Ренессанса они впервые стали предметом серьезного интереса художников-оформителей. Порталы камина делались из гранита и мрамора, украшались флорентийской мозаикой.

Их композиция включала в себя колонны и пилястры. Увеличились размеры дымосборника и площадь камина вдоль стены, появились резные украшения над каминными досками.

В искусстве барокко и рококо надкаминные украшения делались меньшего размера, но отличались исключительным разнообразием и изысканной декоративностью.

В Германии где была популярна изразцовая отделка каминов, эти элементы резного декора не использовались столь широко. Это обуславливалось доступностью и дешевизной глины – самого распространенного материала, применяемого для отделки помещений в то время.

Камины в стиле «модерн» можно назвать квинтэссенцией (основой, сущностью) эстетики нового направления в искусстве.

Изысканность непрямых линий и характерных растительных мотивов «югенд-штиля» подчеркивало использование в отделке наиболее типичных и общепризнанных материалов (мрамора, керамики, кованного и литого металла).

В России камины появились сравнительно недавно. Суровый российский климат наложил свой отпечаток на отношение наших предков к камину. Поначалу к нему относились как к причуде богатых.

Первые камины появились у зажиточных бояр в эпоху Петра I. Тогда же камины стали применять в дворцовом интерьере.

Камин стал одной из привилегий, дарованной Петром русскому дворянству, и был определением уровня значимости своего хозяина.

Каминные аксессуары также стали объектами художественного интереса. С начала XV-го столетия для защиты стены от интенсивного нагревания и в качестве украшения в задней части топки появилась отлитая из чугуна декоративная доска.

В XIX веке для художественной отделки топки стал применяться тогда же созданный огнеупорный кирпич.

Колосниковая решетка для дров, находящаяся в топке, и решетчатый углесборник до сих пор побуждают кузнецов к разнообразным художественным импровизациям.

В XVIII веке в обиход вошли кочерга для разбивания горящего угля на мелкие кусочки, ведерки и ящики для угля (которые впоследствии сменили резные деревянные ящики и решетки для топлива).

В XIX веке с целью защиты деревянного пола комнаты от попадания на него горящих углей стали устанавливать каминные экраны, представлявшие собой произведения декоративно-прикладного искусства, или специальные сетки, через которые виден огонь.

Как часто нам недостает мирно потрескивающих поленьев и умиротворяющего света настоящего каминного огня. Он как магнит притягивает к себе, не только даря тепло и комфорт, но и доставляя истинное эстетическое удовольствие. Камин вечен, как символ уюта. Он не только согревает дом, но и подчеркивает незыблемость семейного очага.

По материалам web-сайтов http://articles.stroybm.ru, http://www.estatecentre.ru, http://grand-web.com.ua

Источник: http://teplo-faq.net/istoriya-otopleniya/84-istoriya-otopleniya/5474-istoriya-poyavleniya-kaminov-

Происхождение и предназначение камина | ТермоКоннект

Трудно ответить на вопрос о происхождении и первичном месторасположении камина.

На данный момент этот отопительный прибор можно повстречать в домах обитателей Новосибирска и Обь, хотя, считается, что камин появился на территориях с мягеньким климатом.

Данная ситуация разъясняется до боли просто – коэффициент полезного деяния натурального камина с открытым очагом ничтожно мал, потому обогреть жилье человека во время грозных зим с его помощью фактически нереально.

Считается, что предком камина был поначалу костер, а позже, когда человек переселился в закрытое помещение, – очаг. Его использовали в разных целях – для подогрева помещения, изготовления еды, сушки ягод и грибов и т.д.

В целях безопасности очаг обкладывали камнем, который потом стал называться порталом, играющим чисто эстетическую роль.

Горючие газы, выделяющиеся при горении горючего, удалялись из помещения поначалу естественным методом – через щели в стенках, через окна и двери, позднее для вывода товаров горения наружу был придуман дымоотвод, с помощью которого дым выходил из помещения через отверстие в крыше.

1-ые камины отличались большущими размерами. Они занимали фактически всю стенку залы в феодальном замке, и над очагом можно было зажарить на вертеле целого быка. Чтоб протопить таковой камин требовалось несусветное количество горючего. Обычно за одну топку в древнем камине сгорало целое дерево.

Таким макаром, в прошедшем выстроить камин могли для себя позволить только единицы – дворяне и королевская знать. Нередко такие большие камины служили оборудованием в ремесленных мастерских. К примеру, с помощью их отливали свечки, красили ткани, также по полной использовались и горючие отходы.

Так, зола применялась при мыловарении.

ИСТОРИЯ КАМИНА

Средневековый камин числился более облегченным. Он представлял собой обыденный топливник, увенчанный каменными колоннами. В то время было принято делать колонны в виде человечьих фигур. Уже в то время камин стал представлять собой малую строительную форму. Вначале на полу лежала мощная напольная плита, впритирку придвинутая к стенке.

Посреди этой плиты было изготовлено углубление, напоминающее круг. Конкретно в этом месте размещался очаг и закладывались дрова для топки. Спустя 100 лет каминная плита была углублена в толщу стенки и стала делать роль современного пода. Края ниши декорируются особыми выступами, на которые укладывается мощная каминная полка.

Вверху топки оборудуется колпак, который с течением времени уводится высоко к потолку. Еще столетие спустя камин начинает получать форму современного камина, другими словами, становится прямоугольным и оборудуется вытяжкой. На таком отопительном приборе стало вероятным готовить еду. Римская империя могла повытрепываться без помощи других стоящим посредине зала камином.

Топливник подпирался колоннами и завершался помещенной вверху пирамидой, играющей роль дымоотводника. Трубу поддерживали особые балки.

Каждый временной период вносил свои конфигурации во внешний облик и техническое облагораживание отопительного прибора. Это естественно, так как с течением времени развивается наука, техника и совершенствуются технологии, в этом случае, в каминной отрасли.

К примеру, до сего времени существует такая разновидность каминов, как «островные», которые, так же по-прежнему, размещаются в центре помещения. Но приоритетным направлением в месторасположении отопительного прибора становится размещение у стенки. Итак, камин поставили около стенки, что определило слияние с ней топки и дымопровода.

Во наружном виде также происходят конфигурации, которые соответствуют стилевому направлению имеющейся эры, моды, эстетических потребностей человека.

Так, пятнадцатый век характеризуется умопомрачительным декором каминных сооружений. В нем возникают умопомрачительной красы ниши, верхние поясные карнизы и пилястра, имеющие форму скульптур. Столетие спустя камин начинают очень прятать в стенку и наличие колпака фактически сходит на нет.

Отопительный прибор больше украшается, акцент делается на эстетической функции. К концу шестнадцатого века камин становится неотъемлемой частью интерьера не только лишь богатых сословий, да и людей поординарнее. В это время начинает появляться большущее стилевое обилие малой строительной формы.

Камин декорируется разными материалами, начиная камнем и заканчивая деревом.

Апогеем развития каминной отрасли стала эра классицизма, датируемая концом восемнадцатого и началом девятнадцатого века. Конкретно в это время архитекторы Р. Адам и Д.

Стоун вывели те пропорции отопительного прибора, которые потом стали носить заглавие «традиционные» либо «английские».

Эра классицизма подарила населению земли обычный традиционный камин с П-образным порталом и квадратными пропорциями топки.

В текущее время камин занимает центральное место в интерьере помещения, вот поэтому большущая роль отводится его декору. Вот поэтому создание, установка и сервис отопительного прибора в Новосибирске должно осуществляться специалистами собственного дела.

  • Продажа каминов в сибирском регионе: www.gizint-kamin.ru – официальный дилер компания “Вятские печи”

Также советуем прочитать:

Источник: https://www.termoconnect.ru/proisxozhdenie-i-prednaznachenie-kamina/

Камин — откуда он взялся и каким он бывает

Продолжаем раздел “Коттедж” и подраздел “Камин” статьёй, с которой этот подраздел следовало бы начать: Камин — откуда он взялся и каким он бывает. А то мы как-то сразу перешли к красивым каминам в коттедже, и упустили из вида более основопологающую информацию, теоретические основы, так сказать. 

Камин — откуда он взялся и каким он бывает: попробуем ответить на эти интересные вопросы по порядку. И для того, чтобы ответить на первый вопрос — откуда взялся камин — нужно обратиться к английскому языку. Почему к английскому? Потому что считается, что камин произошёл из Англии.

Где, по слухам, нет ни одного дома, где не было бы камина. Но, если вы посмотрите в русско-английский словаре (например, в Яндексе: http://lingvo.yandex.ru/камин/по-английски/ ) перевод слова “камин” на английский язык, то не найдёте там камина. Там будет что-то типа “fireplace”. То есть, буквально, “огненное место”.

Откуда тогда взялся камин, если не из Англии? 

Продолжим наши исследования. И воспользуемся для этого Этимологическим словарём М. Фасмера. Где находим, что слово “камин” пришлов русский язык при царе Петре первом из немецкого языка (Kamin), где оно взялось из латыни (caminus), а оттуда из греческого языка, где обозначало не что иное, как “очаг, печь для обжига и плавки, горн”. Соответственно, родина камина — Древняя Греция. 

Однако, в процессе исследования камина в других источниках, мы находим ещё несколько интересных подробностей.

Читайте также:  Быстрая реставрация стульев своими руками дома

Так, латинское слово caminus использовалось в словосочетании “camera caminata”, что означало “комната отапливаемая”. И вот это слово caminata, проходя через множество языков и меняя значения (например, одна из промежуточных форм в немецком языке имела значение “женская половина дома”), превратилось в русском языке в слово “комната”. 

То есть, по сути, комната — это отапливаемое помещение, где должен быть камин

Источник: http://interesko.info/kamin-otkuda-on-vzyalsya-i-kakim-on-byvaet/

Аспект-Снаб

Камин прошел сложный путь. Его предок радовал глаз первобытному человеку. Разные метаморфозы происходили с ним, за время его существования.

И вот он обосновался, практически, в каждом доме с красивой интерьерной штукатуркой. Фильмы создали стереотип, что камины присутствовали только в Англии.

Но это был самый распространённый вид отопления на всей территории, заселенной людьми. Но символом туманного Альбиона он остался навсегда.

Английский стиль изобилует коваными элементами и барельефами. 

Сама топка – открыта. 

Это украшение несет и практическую функцию. Защищает от случайных щепок

Итальянцы – народ легкий. Такие и камины. Легкие, изящные и красивые. Это не только место для сбора гостей и домочадцев, но и показатель уровня хозяина дома. Его украшают дорого и с размахом. Дабы всех удивить. Не экономят.

Французы привыкли к роскоши. Камины и штукатурка прошлых веков потрясают воображение. Они могли занимать огромную площадь, и больше похожи на произведения искусства, чем на предмет отопления. Использовалась и бронза, и позолота, и мрамор.

Россияне использовали камины, как статусный элемент

Только дворяне могли себе это позволить. Камины, которые дошли до наших дней, представляют собой настоящие шедевры. Чего стоят дворцовые красавцы? Дух захватывает.

В наши дни камины опять отвоевывают свои позиции

Это престижно и красиво. Практично и уютно. Приятно собраться вокруг камина всей семьей. Слушать, как трещат в топке дрова. Под этот аккомпанемент все, в этом мире, кажется вторичным. Только звук треска и приятное ощущение тепла. На огонь можно смотреть вечно. Он завораживает и успокаивает.

Облицевать его можно на свое усмотрение. Сегодняшняя мода очень демократична. От гламурного мрамора, до декоративной кладки. Если габариты помещения, или другие факторы, не позволяют соорудить настоящий камин, то можно использовать очень качественные имитаторы.

Им не нужна вытяжка и специальная перестройка помещения. Установили, как обогреватель на стену и все. Наслаждайтесь уютом и комфортом в любую погоду.Исходя из своего оформления квартиры, можно использовать множество вариантов самих каминов. Их можно делать акцентом всего дизайна.

Установить, как дополнение к декору и многое другое. Ассортимент этого продукта просто безграничный. Не столь важно, какой именно вариант камина Вы выбираете. Важно, что этот атрибут семейности и стабильности поселится у Вас дома.

Комфортный отдых и приятное времяпрепровождение Вам обеспечено.

Источник: http://as-snab.ru/info/articles/kratkaya_istoriya_vozniknoveniya_kamina.html

История камина – domoles.ru

Домашний очаг с самых первых дней существования человечества наделялся особыми, в какой-то мере даже священными качествами. Во времена неолита роль очага исполнял круг из камней, в середине которого постоянно поддерживался огонь.

Его потеря в те времена приравнивалась к огромной трагедии и нередко приводила к тому, что люди снимались с насиженных мест, начинали поиски и не успокаивались до тех пор, пока не находили новый источник огня.

Очаг согревал наших предков в самые суровые зимы, давал им возможность готовить пищу и поддерживал жизнь на протяжении долгой зимы.

Неудивительно поэтому, что люди начинали обожествлять огонь, наделяли его сверхъестественными качествами и даже образовывали новые формы религии, адепты которых поклонялись огню и солнцу. Совсем недавно в пещерах на территории Франции, относящихся к ориньякской культуре, были найдены статуэтки, которые изображали фигуры женщин – хранительниц очага.

Подобные фигурки находили также и в других районах нашей планеты, что еще раз показывает тот трепет, который испытывали древние люди перед непонятными им явлениями. Более того, у некоторых народов огонь наделялся человеческими качествами, становился личностью и выступал не в качестве пусть и непонятного, но природного явления, а в роли божества, принявшего такую необычную форму.

С течением времени сакральный смысл пламени отходил на второй план, а вперед выступали чисто утилитарные функции. Так, к примеру, с того момента, как человек покинул пещеры и начал строить дома, огонь использовали для обогрева помещений.

Поначалу для этой цели оборудовались открытые очаги, полностью удовлетворявшие немногочисленным требованиям людей.

Известно, что в Средневековой Европе такие очаги являлись неотъемлемой частью интерьера и использовались не только для обогрева, но и для приготовления пищи.

Интересен тот факт, что во многих случаях источник огня старались размещать в центре помещения.

И если вначале это было продиктовано требованиями обрядовых церемоний, то в средние века хозяева дома больше задумывались не о религии, а о безопасности своего жилища.

Для отвода дыма из помещений в крыше дома проделывались отверстия, которые, однако, не всегда хорошо выполняли возложенные на них функции.

Известно немало случаев, когда по причине отсутствия вентиляции люди умирали во сне, отравившись продуктами сгорания. Только с активным ростом городом ситуация несколько изменилась.

Над очагом стали располагать огнестойкие трубы, которые выводили дым из помещения и предотвращали распространение искр.

С появлением каменных строений у людей появилась возможность сместить очаг из центра комнаты к какой-либо из стен, в которую, в свою очередь, встраивался дымоход.

Рим

Первые же камины, об истории которых мы и хотим вам рассказать, появились во время римской империи, в период расцвета античной цивилизации.

Первоначально они вырубались в стенах домов и не отличались особыми декоративными изысками.

В некоторых случаях камины вообще выносились за пределы здания и использовались в качестве отопительной системы, подавая теплый воздух в окна домов через специальные каналы.

Описание римских каминов нам известно из знаменитого трактата, автором которого был Андрео Палладио – один из самых авторитетных зодчих эпохи Возрождения. Он, в частности, писал: «Древние имели обыкновение строить в своих домах камины, использующиеся для обогрева помещений.

Камин располагался в центре дома и представлял собой несколько колон, поддерживающих архитравы, над которыми высилась пирамида. Через нее из комнаты уходил наружу дым».

Из этого описания мы можем сделать вывод о том, что в Древнем Риме камин представлял собой обособленное сооружение, никак не связанное со стенами зданий.

Перемещение камина к одной из стен произошло несколько позднее, а следующим шагом в его развитии стала конструкция, объединяющая в себе топку и дымоход, вмурованный в стену. В те времена камин не только выполнял функции отопительной системы, но и продолжал играть сакральную роль.

Именно с ним связывали защиту дома от действий нечисти и злых духов, которые, по преданиям, больше всего на свете боялись именно огня. Разумеется, не было речи о том, чтобы разрушить уже построенный камин. Это приравнивалось к святотатству со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Средневековье

В средние века камины все чаще становились предметом декора, нежели объектом поклонения людей. В огромных феодальных замках для них отводили целые залы, в которых по традиции проводились пиры и праздничные мероприятия. В каминном зале хранились военные и охотничьи трофеи, гобелены, стяги, оружие и прочие предметы, имеющие особую важность для хозяев дома.

Следует отметить, что тяга ко всему огромному и величественному находила свое отражение и при строительстве каминов. В те времена это были поистине большие сооружения, в которых без особых проблем можно было зажарить целого быка. Некоторые феодалы шли еще дальше.

Например, в замке герцога Беррийского, что расположен во французском городке Пуатье, расположен тройной камин, занимающий всю торцовую стену. Чтобы вы могли представить его замеры достаточно сказать о том, что в каждое из трех отделений мог поместиться небольшой двухэтажный дом.

Этот очаг был украшен с помощью ажурной балюстрады, трех каменных арок и готических узоров.

Несмотря на описанный выше случай, огромные камины были все-таки редкостью. Их строили только в замках, а в домах простых людей возводили небольшие и удобные камины, встраиваемые в стену и имевшие дымовую трубу, которая находилась прямо над очагом и опиралась на небольшие консоли или столбики. Обычно эту трубу штукатурили, белили и расписывали замысловатыми узорами.

В конце XIV века на смену каминам пришли кафельные печи. С отоплением дома они справлялись намного лучше, так как накапливали тепло и постепенно отдавали его воздуху за счет процессов конвекции.

Эпоха Возрождения

В период Ренессанса камины перестали использоваться в качестве отопления и стали выполнять чисто декоративные функции.

Особый же интерес к ним проявляли художники-оформители, для которых каминные панели были великолепным местом для выражения своих талантов и способностей.

Сами панели изготавливались из мрамора, гранита, оникса и прочих видов природных камней, которые дополнительно украшались флорентийской мозаикой. Очень часто композиция каминов включала в себя пилястры, колонны, элементы антаблемента.

В этот период существенно увеличились размеры дымосборника и общая площадь каминов, а также появились резные узоры над каминными досками. Следует отметить, что в стилях барокко и рококо украшения над каминами были небольшими по размерам, однако отличались тонкой отделкой, изящными линиями форм и исключительной декоративностью.

Объектом интереса художников становились не только камины, но и различные аксессуары. С начала XV века в домах европейцев появились первые декоративные доски, которые использовались, как в качестве защитного элемента стен от чересчур сильного нагревания, так и в качестве украшения в задней части топки.

При Людовике XIV в моду вошел стиль барокко, что отразилось и на каминах. Вытяжные трубы, которые раньше нависали прямо над камином, отныне устанавливались перпендикулярно по отношению к каминным полкам. Кроме того, они украшались множеством разноцветных безделушек.

Что касается низа и верха камина, то они оформлялись карнизом или цоколем, который во многом повторял пышное убранство всего остального интерьера.

Камины в Новое время

Несмотря на красоту и пышность форм, чересчур вычурные камины начинают утомлять людей, и особенно явно это проявилось во времена классицизма. Этот стиль искусства возвратил каминам строгие пропорции и подчеркнутую монументальность, характерную для античных веков.

Главными целями теперь считаются не изысканность и внешний лоск, а чувство меры. Вместо узоров на каминах появляются военные эмблемы, традиционные старинные орнаменты, лаконичные украшения. Портал во времена классицизма оформлялся колоннами и скульптурами, а на карнизы ставились статуэтки, вазы и часы.

Очень часто над каминами устанавливалось зеркало, которое отражало новую эпоху и неброское богатство интерьеров.

Изменился и состав материалов, из которых делались камины. В частности, топочная часть изготавливалась из огнеупорного кирпича.

Вообще, в новое время камины обзавелись множеством аксессуаров, которые облегчали пользование этим сооружением.

Появляются колосниковые решетки для дров, решетчатые углесборники, щетки на длинной ручке, совки для чистки топки, вилки для ворошения топлива и специальные щипцы для переворачивания дров.

Все эти аксессуары отличались огромным разнообразием конструкций и отделки. В XVIII на смену всем вспомогательным приспособлениям пришло одно крайне простое, но эффективное устройство – кочерга.

Примерно в это же время ведерки и ящики для угля постепенно заменяются резными деревянными ящиками и решетками для топлива.

В конце же XIX века у каминов появляется еще один важный элемент – специальные сетки, которые предотвращали разбрасывание углей во время горения.

Камины в России

На Руси история каминов отнюдь не такая длинная, как на Западе. В наших домах они появились только в эпоху Петра I, да и то первоначально ими могли пользоваться только богатые бояре. Простой же люд воспринимал их как забаву, коей они в принципе и являлись. В суровом климате гораздо эффективнее каминов были обычные печи.

Вместе с тем, потихоньку западные веяния проникали и в нашу страну. Особенно же популярны стали камины у дворян, которые таким образом подчеркивали свой высокий статус и привилегии. Указ Петра, разрешающий строить камины и простым людям, вышел намного позже и сначала распространялся только на жителей Немецкой слободы в Москве.

В XVIII веке Россия вслед за Европой испытала на себе влияние классицизма. В моде входят простота и естественность, единство формы и содержания, сдержанное спокойствие и величественность.

Менялись не только интерьеры домов, но и их внешний вид, который стал являться единством сдержанной торжественности и аллегорического декора. В подражание античным мастерам, зодчие начинают активно использовать мрамор и гранит, из которых делались стены, колонны, фризы и, конечно же, камины.

Отражением торжества классицизма стал знаменитый мраморный дворец в Петербурге и Агатовы комнаты в Царском селе.

В наши дни камин полностью утратил свое утилитарное значение. Он используется только в целях удовлетворения эстетических потребностей человека и подчеркивает, как и много веков назад, незыблемость семейного очага.

Источник: https://domoles.ru/stati-o-domostroenii/istoriya-kamina.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дизайн Дома
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector